Формирование потребности в здоровом образе жизни. Предпосылки в вопросах разработки блочно-модульной технологии планирования учебных занятий по физической культуре

Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.

Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова". Трудно с этим не согласиться. Здоровье бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить.

Мы рождены,чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Сегодня, как никогда,усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

К ним относятся: 1.Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,проблемно-игровые, коммуникативные игры,образовательная деятельность здоровьесбережение.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии . И тут возникает такой вопрос: «А может ли сам ребенок заботиться о своем здоровье?»

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном ус ловии: если к этому же будет стремиться и сам ребенок, если он, по няв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о сво ем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен челове ческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы, работники дошкольного образования, отвечаем утвердительно. Дошкольный возраст - сенситивный период для воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни. Возраст - когда закладываются основы характера, отношения к окружающей жизни и к самому себе. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, но и его самого нужно приучать заботиться о своем здоровье. Нужно лишь ото брать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в ин тересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать?

Читаем с ним иллюстрированные детские книги, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сей час много на книжном рынке.

Рассказываем ребенку о том, что надо де лать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специально го времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладо сти; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, - эти и подобные ситуации могут стать те мой для обсуждения. Спрашиваем: почему так не стоит делать? Поче му этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предлагаем ему пред ставить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать.

Друзья нашего здоровья - это солнце, воздух и вода, это главные факторы помогающие сохранить и укрепить здоровье, надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой орга низм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливаю щим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых по рах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопро тивляемость и устойчивость организма против болезней, закаля ет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бы вает Солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обра щаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух лит ров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере, а в условиях детского сада - искусственном бассейне.

Еще один друг здоровья - свежий воздух.

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закалива ния. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подбираем комплексы физических упражне ний, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться, в этом педагог является хорошим партнером для ребенка,который не только получает массу положительных эмоций, но и учится пре одолевать конфликтные ситуации, управляет своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими детьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопо казаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физи ческую нагрузку. Самый простой критерий отбора - хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

Систематические занятия, посильные для малыша физиче ские упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым.

В повседневной деятельности, учим ребенка навыкам самоконтроля за состоянием соб ственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот при ем. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатыва ется мышечная «память».

Ребенок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. со хранить здоровье.

Например, мы рассказываем ребенку об устройстве его орга низма, правилах личной гигиены. Но важно не просто знать, а при менять эти знания в жизни. Ребенок должен сознательно относить ся к выполнению правил личной гигиены и знать, что его ждет, если он не будет соблюдать эти правила.

Многие расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, понос) называют болезнями «грязных рук».

Почему? На этот вопрос малыш может ответить самостоя тельно, установив связь между неправильным поведением и болез нью, т. е. между причиной и следствием. Проверьте знания ребен ка, предложив ему игру-тест «Как я поступаю?». Каждый ответ (да, нет) оценивается одним баллом.

  1. Я забываю мыть руки перед едой.
  2. Я ем фрукты и овощи немытыми..
  3. Я ем слишком быстро.
  4. Я плохо пережевываю пищу.
  5. Я ем слишком много, переедаю.
  6. Я люблю чипсы и ем их часто.
  7. Я грызу ногти на руках.
  8. Я ем много сладостей.

Суммировав баллы (установив, каких ответов больше), ре бенок должен сам сделать вывод: может ли у него заболеть живот и отчего.

Такие же тесты можно предложить о других факторах здо ровья - закаливании, занятиях физкультурой, условиях сохране ния хорошего зрения, слуха и т. д.

Стараемся разъяснить ребенку, почему не нужно покупать на улице и на рынке конфеты-леденцы, пирожки и другую заманчивую еду, приготовленную кустарным способом или не под лежащую долгому хранению.

Ребенка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами: поганками, мухоморами, ложными опятами, показываем, как они выглядят (по рисункам в книгах или в природных условиях). Это тоже лучше делать в игре, по буждая ребенка размышлять, делать выводы из специально созда ваемой проблемной ситуации.

Очень важно объяснить ребенку, что многие микробы (мель чайшие живые организмы) передаются воздушно-капельным путем. В результате возникают болезни дыхательной системы: ангина (сильное воспаление нёбных миндалин), бронхит (воспаление бронхов), грипп (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота, поражение слизистой оболочки ды хательных путей).

Учим ребенка пользоваться маской (марлевой повязкой) или носовым платком, если он сам заболел или рядом находится больной человек, который чихает и кашляет. Объясняем, почему нельзя есть из одной посуды с больным человеком, брать у него из рук еду, есть одно яблоко и т. д.

Рассказываем е ребенку, если он заболеет, как нужно себя вести. Он будет стремиться выполнять все предписания врача, ко гда поймет их смысл и назначение. Учим ребенка контролировать свое поведение и после болезни, чтобы удостовериться, что он здо ров. Спрашиваем о его ощущениях, объясняем, почему надо из бегать резких охлаждений, не прыгать, не бегать: организму после болезни (грипп в тяжелой форме, длительная ангина, бронхит, пневмония и т. д.) необходимо восстановиться.

Нередко у детей возникают головные боли, вызванные внеш ними, вполне устранимыми причинами. Назовем эти причины.

Во-первых, нарушение режима дня, в результате чего на ступает утомление.

Что делать: создать такие условия, чтобы ребенок вовремя гулял, ел, ложился спать, не сидел часами перед телевизором или за компьютером.

Во-вторых, нарушение порядка чередования труда и отды ха, что тоже приводит к утомлению.

Что делать: правильно организовать занятия, обеспечить активный отдых (физкультминутки, прогулки).

В-третьих, недостаточная двигательная активность, ослаб ляющая организм и снижающая его работоспособность.

Что делать: привлечь ребенка к занятиям физической куль турой и спортом. При проведении занятий по ОБЖ, рассказываем ребенку, что в его доме (квартире) имеется боль шое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность - пожар. Участившиеся пожары, ставят эту проблему на первый план. Поэтому ребенок должен знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах воз никают по вине человека - чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Учим детей, как действовать в случае возникнове ния пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и со общить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из го рящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользо ваться лифтом.

Необходимо, чтобы дети усвоили, почему нельзя прика саться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Учим их поль зоваться электрическим чайником, плитой.

Какие еще опасные предметы есть в наших домах? Стираль ная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Рисуем вместе с детьми символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Предупреждаем ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь бал кона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или вы ходить без взрослых на балкон - можно упасть и разбиться.

Что еще должен знать и уметь ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем дошкольно-школьном возрас те. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нару шающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В работе для закрепления знаний используем настольные игры: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с детьми проверяем, как они руководствуется этими правила ми на практике, все ли выполняют точно.

В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:

Совет 1 .Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней заряд ки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигие нические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтро ля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражне ний.

Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естест венными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к зака ливанию организма.

Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - за лог здоровья ребенка.

Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и вос питывать положительное отношение к соблюдению режима пи тания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профи лактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Таким образом, применяя на практике новые методы технологии по здоровьесбережению мы, педагоги, формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.: Вентана-Граф,2004.
  2. Копылов Ю.А.,Полянская Н.В.Физическое воспитание ослабленных детей-М.: Вентана-Граф,20004.
  3. Зайцева В.А.Полные и худощавые дети.- М.:Вентана-Граф,2004.
  4. Лемяскина Н.А.,Обухова М.А.Тридцать уроков здоровья.М.,2001.
  5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб ТЦ «СФЕРА» 1995.
  6. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб ТЦ «СФЕРА» 1997.

Людмила Иванова
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у младших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеек»

Воспитание потребности в

здоровом образе жизни

у младших дошкольников

Подготовила :

Иванова Людмила Ивановна,

воспитатель

г. Новый Уренгой

На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования направление «Физическое развитие» решает основные цели и задачи :

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни ;

сохранение, укрепление и охрана здоровья детей ;

повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления;

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты , грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

Формирование потребности в ежедневной двигательной активности;

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

«Физическая культура» занимает одно из ведущих мест в воспитательно- образовательном процессе дошкольников . И это не случайно.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих нарушенное здоровье , наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста . Это связано с множеством негативных явлений современной жизни : непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи . От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе достаточно актуальной.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни . Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием сформированности представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни , на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов , и расход энергии в процессе жизнедеятельности )

3. Рациональная двигательная активность.

4. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т . д.

5. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем , курения, наркотиков и токсических веществ).

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают , что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут . Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни» . Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым » и чувствовать себя здоровым , они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью , как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть . На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

В старшем дошкольном возрасте , благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый » - как «большой, хороший» (вот здорово ) и «здоровый » - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью , но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своего собственного действия («нельзя есть грязные фрукты» , «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье » с выполнением правил гигиены.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела» ). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач . Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве , заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье .

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью , нам, воспитателям , необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье " определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни .

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ : Занятия физкультурой и прогулки. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. Бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание , своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека . В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем , появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни .

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми : в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно : родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет. Движение - врожденная потребность человека , от удовлетворения которой зависит его здоровье . Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении . Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника .

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый , пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей .

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям :

1. Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки , закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья , физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения .

Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь , где использовались разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации , дефекации и т. д. Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму : своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих . Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Оформили альбом “Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности . Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают . За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья . Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей . Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни , а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух” . Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом , необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих .

С каждым годом среда, в которой растет и развивается новое поколение, ухудшается. Все чаще дети уже в юном возрасте страдают от множества болезней и даже от ожирения. Именно поэтому формирование здорового образа жизни у растущих детей, а также стимулирование потребности здорового образа жизни и их воспитание так важно. Ни для кого не секрет - чтобы изменить будущее, нужно начинать с детей. Научные исследования и опросы населения подтверждают тот факт, что уровень здоровой жизни постоянно ухудшается, и если не начать действовать уже сейчас - дальше будет только больше проблем.

Также исследования и опросы населения показали, что в странах СНГ подобное воспитание очень плохо развито и этот факт заставляет задуматься.

Влияет ли культура и воспитание на развитие потребностей человека? Нужно ли придерживаться культуры ведения зож непосредственно среди родителей, которые поставили перед собой цель - выработать у детей понятие ЗОЖ. Какая роль родителей в формировании элементарных навыков ведения зож? Влияет ли общество на формирование основных принципов здорового образа жизни? Зависит ли развитие ребенка непосредственно от культуры самого населения?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Принципы ЗОЖ

Исследования зарубежных ученых и опрашивание населения доказали, что большинство людей не знают даже элементарных принципов ведения ЗОЖ.

Прежде чем разбирать тему формирования потребности человека в здоровом образе жизни, нужно понять, каков же механизм расположен внутри системы? Какова роль семьи вформировании здорового образа жизни, а также влияет ли современное общество и культура на становление личности, которая будет придерживаться правил «здоровой жизни»? Ответ на все эти вопросы можно получить, изучив основные принципы зож.

К правильному, здоровому образу жизни можно отнести повседневную активность, слежение за своим здоровьем и питанием, занятия спортом. Сейчас, к счастью, стала очень популярной связка «ПП и спорт» (правильное питание и занятия спортом), в какой-то мере это стало трендом. Ведь соблюдая основные правила питания и тренировок, очень много людей смогло похудеть и привести себя в форму. Но здесь есть одно «но»! Этим людям пришлось себя приводить в форму, будь то похудение или излечение от излишней худобы, а ведь гораздо бы было проще, если бы с детства люди приучались раздельно питаться, вести активный образ жизни… Тогда им бы и не пришлось приводить себя в форму, так как они бы и так были в форме.

Также ЗОЖ подразумевает соблюдение личной гигиены и отказ от всех привычек, которые вредят здоровью. Личная гигиена включает в себя уход за собой, соблюдение суточного режима, режима сна, уход за внешним видом, одеждой и обувью. К вредным привычкам можно отнести курение, употребление спиртных напитков, переедание.

Вернемся к принципам питания

Питание должно быть раздельным, то есть, около пяти-шести приемов пищи. Рацион должен состоять из рационального соотношения белков, жиров и углеводов и соответствовать возрастным и физическим особенностям человека. О том, сколько чего в каждом продукте, можно узнать в так называемой таблице КБЖУ продуктов что касаемо продуктов, то стоит исключить вредные. К ним можно отнести фастфуд, жаренное, жирное, мучное и сладости. Каждый день нужно употреблять мясо, фрукты, овощи и различные крупы.

То, насколько человек придерживается принципов ЗОЖ зависит непосредственно от предпочтений среди населения, например, целой страны. Есть страны, в которых народная кухня достаточно вредная, полно сладостей и жаренных блюд, в других странах, народ может себе позволить выбирать еду среди тропических фруктов, свежих овощей. Отсюда следует, что влияние всего населения, среди которого находится определенный индивидуум очень велико, исследования социологов также это подтверждают.

Как было упомянуто ранее, физическая активность является обязательной составляющей здорового образа жизни. Сидячий образ жизни крайне не приветствуется. Ежедневно рекомендуется проводить пешие прогулки или прогулки на велосипеде, по возможности избегать использования общественного транспорта для обеспечения большей активности.

Нужно подчеркнуть один важный момент - соблюдение вышеперечисленных правил должно быть на постоянной основе, иначе от этого не будет толку. Итак, подытожим…

Основные принципы ЗОЖ

  • Личная гигиена
  • Соблюдение правильного, здорового питания
  • Ежедневная физическая активность
  • Стремление к физическому и умственному развитию
  • Слежение за здоровьем и самочувствием

Влияние родителей в формировании у детей основных правил зож

В данном вопросе роль родителей трудно переоценить, ведь именно они влияют на формирование новой личности, а именно на то, какой образ жизни будет она вести. Ни для кого не секрет, что в неблагополучной семье, как правило, не могут вырасти дети с светлым будущем. Именно родители являются примером для подражания. Если они ведут плохой образ жизни – дети также будут стремиться к тому, чтобы им подражать. Если же родители соблюдают все правила зож – дети тоже с детства будут приучены к этим же правилам и во взрослой жизни им будет намного легче.

Все чаще и чаще можно встретить молодых мам, которые сразу же после родов принялись за восстановление прежней физической формы, с самого детства показывают малышам, как нужно вести правильный образ, как следить за личной гигиеной, заниматься физическими нагрузками и стараться соблюдать принципы правильного питания.

Влияние учебного заведения и общества

Нельзя не сказать, что общество также влияет на становление личности и на то, какой образ жизни эта личность будет вести. Уже с раннего возраста ребенок приучается к жизни в обществе, пытается придерживаться культуры общения, поэтому, очень важно в какой среде будет расти ребенок. Если, к примеру, общественность активно проводит спортивные мероприятия, интересуется данным вопросом и всячески задействует в этих мероприятиях подрастающее поколение - это уже большой шаг к формированию у человека необходимых навыков. Исследования показали, что в странах, где почитается здоровый образ жизни среди взрослого населения – все у большего количества детей присутствуют навыки ведения ЗОЖ.

Также немаловажно то, как относятся к правильному образу жизни в учебном заведении, в котором ребенок проводит много времени. В юном возрасте для ребенка очень важны слова своего учителя, и он всячески пытается соответствовать его требованиям. Если с самого начала учитель показывает детям достойный пример и разъясняет важность здорового образа жизни, то без сомнений, дети будут стараться соблюдать основные правила, более того, они с восхищением будут рассказывать своим родителям о важности и необходимости подобного ведения жизни.

Формирование у ребенка культуры ведения ЗОЖ

При формировании у ребенка навыков ведения здорового образа жизни необходимо учитывать множество факторов, влияющих на становление личности:

  • В какой среде ребенок находится с самого рождения?
  • Какие люди его окружают?
  • Какой образ жизни ведут его родители?
  • Занимается ли в каких-то секциях сам ребенок или занимается он с родителями?
  • Была ли привита любовь к спорту?
  • Придерживались ли родители и их дети основным правилам здорового питания?

Очень важно учесть каждый пункт, если теперь родителями стоит цель - выработать у ребенка понятие о зож, о принципах культуры его ведения. Сам механизм обучения основам зож может быть разным, здесь присутствует влияние многих факторов - от индивидуальных предпочтений семьи и до предпочтений всего населения (если говорить о том, что зависит от населения, то речь может пойти об организации мероприятий, связанных с ЗОЖ). Исследования показали, что, если среди населения есть тенденция хотя бы активного отдыха - это уже влияет на иное воспитание детей, более близкое к здоровому образу жизни.

Будет мало лишь того, что родители будут рассказывать малышу о том, как же хорошо и правильно придерживаться правил питания, при этом сами родители этих правил не соблюдает. Также будет неправильно, когда родители пытаются силой приучить ребенка к активному образу жизни, а сами при этом такового образа и не ведут, проводя большинство времени дома за телевизором на диване.

Отсюда следует, насколько важен личный пример, присутствие в семьи культуры ведения зож. Если искать методы выработки принципов правильного образа жизни, то подражание – одно из главных методов. Можно рассказывать и поучать ребенка днями и годами на пролёт, но все будет бесполезно, если родители сами не соответствуют требованиям.

Этапы формирования потребностей в активном образе жизни

Исследования, посвященные изучению развития детей, показали, что потребность в ЗОЖ передается детям от родителей непосредственно самим воспитанием, именно стимулирование необходимости в зож родителями играли главную роль, ведь родители оказывают на своих детей большее влияние, нежели школа и прочие заведения

Рассмотрим основные этапы формирования здоровой и активной личности

Этап первый

Первым этапом можно назвать то время, когда будущая мама только узнала о том, что находится в положении. Даже тогда она должна следить за своим питанием, стараться соблюдать режим. Ведь то, как она себя ведет на протяжении всей беременности, безусловно влияет на то, здоровым родится ребенок, либо же нездоровым.

Этап второй

Вторым этапом можно назвать послеродовой период восстановления. Молодая мама ни в коем случае не должна забывать о том, что она - это пример для своего ребенка и должна постараться привести себя в форму.

Этап третий

Третий и один из важных этапов - это время, когда ребенок активно начинает познавать мир, хотя бы минимально подражать своим родителям. Здесь можно начинать приучать ребенка к элементарным правилам культуры веденияЗОЖ, вовлекать ребенка в совместные тренировки с мамой или папой, проводить их в интересной, игровой форме, чтобы не отбить ни в коем случае у ребенка желание к активности. С ранних лет также нужно приучать ребенка к более-менее рациональному питанию, научить придерживаться правил личной гигиены, соблюдать режим дня. Проводить беседы с ребенком стоит, придерживаясь культуры общения. Благодаря этому дальше ему будет только легче.

Этап четвертый

Следующим, четвёртым этапом, является то время, когда ребенок достиг дошкольного возраста (3-5 лет) и начинает свое знакомство с обществом. В этот период можно записать ребенка на гимнастику, плаванье, либо другие спортивные секции для малышей, то есть, в этот период проводится стимулирование потребности в ЗОЖ. Во всех начинаниях ребенка важно поддерживать и поощрять. Исследования социологов показывают важность этих факторов при формировании личностью.

Этап пятый

Пятым этапом в формировании принципов и культуры ведения зож у ребенка можно назвать переход малыша в школу. Большой коллектив, новые знакомства и учителя также очень влияют на формирование этих принципов. Здесь нельзя переоценить роль школы. Очень хорошо будет, если в учебном заведении будет уделяться должное внимание физическому развитию учеников, если для детей будут проводиться спортивные мероприятия, воспитательные часы, в которых учитель будет прививать детям желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом;

Самым сложным и ответственным этапом формирования личности, которая бы придерживалась ЗОЖ, можно назвать переход ребенка во взрослую жизнь. Ведь теперь родители не смогут контролировать его и то, какой же образ жизни выбрать - решать ему самому.

Результат воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни

Как видно из вышеописанного, формирование здорового образа жизни, стимулирование его необходимости - многоэтапный и сложный процесс. Так что же должно в идеале получиться, если воспитывать ребенка, согласно всем этапам формирования личности?

Если с самого рождения ребенок вместе с родителями пройдет все этапы формирования личности, при этом привив ребенку любовь к спорту, то можно не сомневаться - в дальнейшем такой человек обязательно будет вести здоровый образ жизни. Почему так уверенно об этом сказано? А потому что то, как человек проживет свою жизнь, зависит от того, в какой среде он вырос и какие качества ему привиты. В результате такого воспитания взрослому человеку уже будет не сложно соблюдать тот же режим дня, придерживаться правильного питания, быть активным и возможно заниматься спортом.

Также важно, чтобы помимо желаний родителей, ребенок сам испытывал любовь к подобному образу жизни, его не должны принуждать, нужно учитывать его потребности, ибо в дальнейшем от принуждения толку не будет и уже взрослый человек, без привитой любви к ЗОЖ, сам выберет свой путь, и он явно будет противоречить тому, чего так хотели для него родители.

Исследования показали, что именно при правильном воспитании, учитывая все факторы, которые способствуют развитию осознанной любви к спорту, можно добиться того, что вследствие у ребенка выработается понятие ЗОЖ. В дальнейшем он элементарно может хотя бы придерживаться питания, выбирать здоровые продукты среди предоставленных.

В заключение нужно сказать, что формирование личности с потребностью в ЗОЖ - это не односторонний процесс, здесь требуется не только инициатива родителей, но и ребенка, а также тех, среди кого ребенок растёт. Важно при воспитании учитывать потребности ребенка, факторы, влияющие на его развитие, всегда прислушиваться к нему, иначе силой целый образ жизни не выработать.

Выработка потребности ведения здорового образа жизни у взрослого человека

Причин для того чтобы человек изменил свой образ жизни может быть множество. Его может не устраивать физическая форма, он может быть с избыточным весом либо слишком худым. Также на изменение образа жизни могут повлиять другие люди, общество, в котором находится человек или же личные побуждения. Иногда перехода к здоровому образу жизни требует неудовлетворительное состояние здоровья.

Необходимо подчеркнуть, что изменение своего образа жизни уже во взрослом возрасте - дело нелегкое. Предстоит поменять приоритеты, изменить старым, иногда даже вредным привычкам. Курите? - придется бросить! Пьете? - об этом тоже можно забыть!

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни стоит начать с простых правил питания, ведения физической активности, придерживаться культуры ведения правильного образа жизни.

Поначалу будет очень сложно, ведь воспитывался человек по одним принципам, имел определенные привычки, своеобразные взгляды на мир, а теперь придется все кардинально изменить. Главное, расставить приоритеты, решить для себя, насколько важным и необходимым является изучение принципов ведения здорового образа жизни и тогда любая цель - достижима!

Если человек твердо решил, что нужно менять свою жизнь, он должен чётко определить для себя новые обязанности, спланировать чуть ли не каждый свой день по-другому, ведь здоровый образ жизни имеет свои требования, с которыми возможно до этого и не сталкивался.

В любом формировании навыков, принципов, умений, необходимо пройти через определенные этапы. О них дальше и пойдет речь.

Этапы формирования правильного образа жизни у взрослого человека

Вне зависимости от цели изменения образа жизни, этапы его формирования у взрослого человека одинаковы. Можно выделить три основных этапа:

  1. Первый этап является очень важным. Именно в этот период человек должен все хорошо обдумать, что ему нужно, чего он хочет достичь, взвесить все за и против. Определить пути достижения этих целей. К началу новой жизни нужно отнестись со всей серьезностью. Нужно выяснить, в чем может помочь здоровый образ жизни. Это снижение веса и приведение себя в форму или же плохое здоровье требует изменений. Возможно, создание семьи вынудило принять такое решение. В любом случае, нужно все для себя решить;
  2. Второй этап самый сложный, ведь предстоит очень много работы. Нужно избавиться от вредных привычек, перестроить весь режим дня, научиться соблюдать основные правила питания. И если в прошлом не вели физически активную жизнь - то это тоже придется исправлять. Гораздо труднее это делать, если с самого рождения не было привито никаких принципов ведения здорового образа жизни и придется полностью повернуть свою жизнь в другую сторону. Но если было твердо решено, что это просто необходимо - нет ничего невозможного;
  3. Третий, самый последний и продолжительный этап - это поддержание здорового образа жизни на протяжении многих лет, а возможно и на протяжении всей жизни. Здесь, опять же, нужно расставить приоритеты - нужно это или нет, ведь постоянно держать режим будет нелегко.

Результат выработки навыков ведения здорового образа жизни у взрослого человека

Одним из главных результатов является улучшение общего состояния организма, физических показателей, а также физической формы. Нельзя не подчеркнуть, что помимо прочего человек, который придерживается принципов здорового образа жизни, более дисциплинирован, нежели тот, кто не следит за собой и своим здоровьем.

Такой человек несомненно будет хорошим примером для своих будущих детей, чем и поспособствует формированию здорового поколения, которое, как и их родители, будут активными, здоровыми и счастливыми. Это по праву можно назвать очень хорошим достижением, ведь заботиться о нашем будущем и будущем наших детей - это очень важно и необходимо.

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности .

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для младших школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний .

Учитывая состояние здоровья детей младшего школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

· освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

· освоение пособий для педагогов и учащихся;

· создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

· обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ .

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

· Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

· Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути .

3. Принцип "Не навреди"!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности .

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям .

Организуя образование в области здоровья, нужно помнить:

· если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

· если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

· если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

· если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .

Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ваш ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению "внутреннего наблюдателя" в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости .

Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи .

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни .

Народная мудрость гласит: “Здоровье – всему голова”. Трудно с этим не согласиться. Здоровье бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить.

Мы рождены,чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Сегодня, как никогда,усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

К ним относятся: 1.Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,проблемно-игровые, коммуникативные игры,образовательная деятельность здоровьесбережение.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии. И тут возникает такой вопрос: «А может ли сам ребенок заботиться о своем здоровье?»

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому же будет стремиться и сам ребенок, если он, поняв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы, работники дошкольного образования, отвечаем утвердительно. Дошкольный возраст – сенситивный период для воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни. Возраст – когда закладываются основы характера, отношения к окружающей жизни и к самому себе. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, но и его самого нужно приучать заботиться о своем здоровье. Нужно лишь отобрать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в интересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать?

Читаем с ним иллюстрированные детские книги, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сейчас много на книжном рынке.

Рассказываем ребенку о том, что надо делать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специального времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладости; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, - эти и подобные ситуации могут стать темой для обсуждения. Спрашиваем: почему так не стоит делать? Почему этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предлагаем ему представить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать.

Друзья нашего здоровья – это солнце, воздух и вода, это главные факторы помогающие сохранить и укрепить здоровье, надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой организм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливающим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых порах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце,которое способствует уничтожению микробов, повышает сопротивляемость и устойчивость организма против болезней, закаляет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бывает Солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обращаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух литров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере, а в условиях детского сада – искусственном бассейне.

Еще один друг здоровья - свежий воздух.

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закаливания. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подбираем комплексы физических упражнений, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться, в этом педагог является хорошим партнером для ребенка,который не только получает массу положительных эмоций, но и учится преодолевать конфликтные ситуации, управляет своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими детьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопоказаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физическую нагрузку. Самый простой критерий отбора - хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

Систематические занятия, посильные для малыша физические упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым.

В повседневной деятельности, учим ребенка навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот прием. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатывается мышечная «память».

Ребенок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. сохранить здоровье.

Например, мы рассказываем ребенку об устройстве его организма, правилах личной гигиены. Но важно не просто знать, а применять эти знания в жизни. Ребенок должен сознательно относиться к выполнению правил личной гигиены и знать, что его ждет, если он не будет соблюдать эти правила.

Многие расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, понос) называют болезнями «грязных рук».

Почему? На этот вопрос малыш может ответить самостоятельно, установив связь между неправильным поведением и болезнью, т. е. между причиной и следствием. Проверьте знания ребенка, предложив ему игру-тест «Как я поступаю?». Каждый ответ (да, нет) оценивается одним баллом.

Я забываю мыть руки перед едой.

Я ем фрукты и овощи немытыми..

Я ем слишком быстро.

Я плохо пережевываю пищу.

Я ем слишком много, переедаю.

Я люблю чипсы и ем их часто.

Я грызу ногти на руках.

Я ем много сладостей.

Суммировав баллы (установив, каких ответов больше), ребенок должен сам сделать вывод: может ли у него заболеть живот и отчего.

Такие же тесты можно предложить о других факторах здоровья - закаливании, занятиях физкультурой, условиях сохранения хорошего зрения, слуха и т. д.

Стараемся разъяснить ребенку, почему не нужно покупать на улице и на рынке конфеты-леденцы, пирожки и другую заманчивую еду, приготовленную кустарным способом или не подлежащую долгому хранению.

Ребенка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами: поганками, мухоморами, ложными опятами, показываем, как они выглядят (по рисункам в книгах или в природных условиях). Это тоже лучше делать в игре, побуждая ребенка размышлять, делать выводы из специально создаваемой проблемной ситуации.

Очень важно объяснить ребенку, что многие микробы (мельчайшие живые организмы) передаются воздушно-капельным путем. В результате возникают болезни дыхательной системы: ангина (сильное воспаление нёбных миндалин), бронхит (воспаление бронхов), грипп (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота, поражение слизистой оболочки дыхательных путей).

Учим ребенка пользоваться маской (марлевой повязкой) или носовым платком, если он сам заболел или рядом находится больной человек, который чихает и кашляет. Объясняем, почему нельзя есть из одной посуды с больным человеком, брать у него из рук еду, есть одно яблоко и т. д.

Рассказываем е ребенку, если он заболеет, как нужно себя вести. Он будет стремиться выполнять все предписания врача, когда поймет их смысл и назначение. Учим ребенка контролировать свое поведение и после болезни, чтобы удостовериться, что он здоров. Спрашиваем о его ощущениях, объясняем, почему надо избегать резких охлаждений, не прыгать, не бегать: организму после болезни (грипп в тяжелой форме, длительная ангина, бронхит, пневмония и т. д.) необходимо восстановиться.

Нередко у детей возникают головные боли, вызванные внешними, вполне устранимыми причинами. Назовем эти причины.

Во-первых, нарушение режима дня, в результате чего наступает утомление.

Что делать: создать такие условия, чтобы ребенок вовремя гулял, ел, ложился спать, не сидел часами перед телевизором или за компьютером.

Во-вторых, нарушение порядка чередования труда и отдыха, что тоже приводит к утомлению.

Что делать: правильно организовать занятия, обеспечить активный отдых (физкультминутки, прогулки).

В-третьих, недостаточная двигательная активность, ослабляющая организм и снижающая его работоспособность.

Что делать: привлечь ребенка к занятиям физической культурой и спортом. При проведении занятий по ОБЖ, рассказываем ребенку, что в его доме (квартире) имеется большое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность - пожар. Участившиеся пожары, ставят эту проблему на первый план. Поэтому ребенок должен знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах возникают по вине человека - чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Учим детей, как действовать в случае возникновения пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и сообщить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из горящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользоваться лифтом.

Необходимо, чтобы дети усвоили, почему нельзя прикасаться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Учим их пользоваться электрическим чайником, плитой.

Какие еще опасные предметы есть в наших домах? Стиральная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Рисуем вместе с детьми символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Предупреждаем ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь балкона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или выходить без взрослых на балкон - можно упасть и разбиться.

Что еще должен знать и уметь ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем дошкольно-школьном возрасте. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нарушающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В работе для закрепления знаний используем настольные игры: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с детьми проверяем, как они руководствуется этими правилами на практике, все ли выполняют точно.

В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:

Совет 1 .Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.

Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.

Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Таким образом, применяя на практике новые методы технологии по здоровьесбережению мы, педагоги, формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.: Вентана-Граф,2004.

Копылов Ю.А.,Полянская Н.В.Физическое воспитание ослабленных детей-М.: Вентана-Граф,20004.

Зайцева В.А.Полные и худощавые дети.- М.:Вентана-Граф,2004.

Лемяскина Н.А.,Обухова М.А.Тридцать уроков здоровья.М.,2001.

Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб ТЦ «СФЕРА» 1995.

Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб ТЦ «СФЕРА» 1997.