Ребенок боится плохих оценок что делать. Ребенок считает, что преподаватель был несправедлив с ним и занизил оценку. Как поступить? Ребенок боится получить плохую оценку, сильно нервничает перед контрольными? Что делать

Все родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в школу с удовольствием. Эмоциональная атмосфера, царящая в классе, влияет на настроение и успеваемость учащихся любого возраста. На психическое здоровье могут негативно повлиять ряд факторов, вызывающих школьные страхи у ребят.

Бояться – это плохо?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх – это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога – это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх – это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

Страх или фобия?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться с чем мы имеем дело. Здоровый страх – это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И. выделяет школьную фобию при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы. Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно. Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

  • Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Динамика страхов

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

  • Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

  • Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

  • Окончание первого класса

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

  • Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

  • Окончание средней школы. ЕГЭ.

Профилактика страхов

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  1. Доверительное общение ребенка и родителей.
  2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

С годами неприятные инциденты обычно стираются из памяти — и большинство взрослых людей вспоминает школу с теплотой и ностальгией. Некоторые родители, позабыв передряги собственных школьных лет, порой не замечают проблем детей-подростков, не воспринимают их всерьёз и оставляют отпрысков наедине со своими страхами. Однако трудности школьника могут быть следствием (или стать причиной) серьёзных психологических проблем. Накануне 1 сентября «Диалог» узнал у сегодняшних школьников и недавних выпускников, что их тревожило больше всего, и попросил психолога, аспиранта факультета психологии СПбГУ Станислава Гаркушу прокомментировать эти страхи.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок Огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire), 2005/Warner Bros. Pictures/Heyday Films/Patalex IV Productions Limited

Страх №1: Не сдать ЕГЭ

Дарья, выпускница 2016 года: «Я бы не сказала, что к ЕГЭ я готовилась круглосуточно – в течение года у меня было время и на друзей, и на молодого человека, и на сериалы. Но давление было огромным: и со стороны учителей, которые говорили, какой сложный будет экзамен, и со стороны мамы, которая вечно твердила, что нужен блестящий результат, чтобы поступить в желаемый вуз. Кстати, в итоге поступила туда на бюджет. Для меня самым тяжелым был апрель: помню, как заплакала, стоя у доски, из-за глупой шутки одноклассника, а потом минут 20 не могла взять себя в руки. Тогда поняла, что пора начинать пить успокоительные».

Комментарий психолога: «Для каждого ребенка «не сдать ЕГЭ» – не одно и то же. Для кого-то это значит не поступить на бюджет, – то есть, это ответственность за семейные деньги. А для кого-то это потеря престижа. Например, когда родители всем рассказывают про ребенка – «умного, хорошего, который поступит в такой-то вуз», и тому подобное. Так что невозможно дать один ответ, как с этим страхом бороться. Обязательно нужно разбираться, что ребёнок вкладывает в этот страх, почему для него это так важно – сдать ЕГЭ. Общую рекомендацию вроде «не давите на ребенка», конечно, дать можно, но родитель может считать, что он этого не делает, но при этом говорить: «Сдай ЕГЭ, я на тебя не давлю», – и тысячу раз это повторять. Во многих случаях есть реальная проблема – ребёнок чувствует себя плохо, у него повышенная тревожность, – тогда неплохо бы обратиться к психологу. Родитель может не замечать собственных действий, которые провоцируют ребёнка на повышенную тревогу».

Страх №2: Разочаровать родителей и учителей

Александра, выпускница 2017 года: «Было очень страшно разочаровать родителей, которые верили в меня, в то, что я могу хорошо учиться, а потом поступлю в престижный вуз. Я боялась подвести уважаемых учителей. У меня, например, была очень требовательная учительница по английскому. Но при этом она в нас действительно много вкладывала, много трудилась, занимаясь с нами, поэтому получить низкий балл по её предмету было не просто страшно – а стыдно».

Комментарий психолога: «Могут быть различные случаи. Одна ситуация – опять же, бюджет. Понятное дело, что сейчас образование у нас в стране бывает довольно дорогим, и, если ребёнок учится не так, как нужно для поступления в университет, он может брать на себя дополнительную ответственность за семью, за семейный бюджет. Другой случай, когда ребёнка могут представлять как, скажем, продолжателя династии. Но в целом, если ребёнка не принимают в семье таким, какой он есть, накладывают свои амбиции, не учитывая желаний ребёнка, то могут возникать подобные страхи. И в целом рекомендации будут те же самые – разбирать каждый случай отдельно, и, если возможно, обращаться к психологу и стараться поддерживать ребёнка, принимать его. Сдал он какой-то экзамен, не сдал – это далеко не показатель того, какой ребёнок, – хороший или плохой».

Страх №3: Получить плохую оценку

Элина, выпускница 2017 года: «С 1 класса я хотела получить золотую медаль. Нам говорили, что для этого нужно за два последних года по каждому предмету иметь хотя бы половину пятёрок, но я боялась, что закон изменят, и я со своими четвёрками не получу медаль. Для меня бы это было трагедией всей жизни на тот момент, я шла к этой цели все 11 лет учёбы, и не могла пустить всё на самотёк, мне надо было быть полностью уверенной в результате. Поэтому я даже четвёрок старалась не получать, а уж о тройках даже думать боялась. Вообще в 11 классе я срывалась от перенапряжения, несколько раз даже плакала».

Комментарий психолога: «Кого-то бьют дома из-за плохих оценок. Кого-то не бьют, но говорят: «Как же так? Ты нас разочаровал». Может, у кого-то очень сильная школа или такой класс, в котором практически все отличники, и получить четвёрку – значит стать хуже других. Бывают, опять же, ситуации, когда ребёнку дома твердят, что он должен быть идеальным во всём. Это может привести к неврозу и срывам. Другое дело, что ребёнок может просто расстроиться из-за тройки. В принципе, расстраиваться – это нормальная реакция, её тоже нужно принимать: ребёнок расстроился, подумал над произошедшим, – это не значит, что нужно бежать к психологу или любому другому специалисту, даже говорить «не расстраивайся». Почему нет? Расстроился – сделал выводы, в следующий раз поступил иначе. Также бывают случаи, когда родители отдают ребёнка в школу в маленьком возрасте, и на фоне более взрослых детей он ещё «не тянет». Это может привести к тому, что, сравнивая себя и других одноклассников, ребёнок будет понимать, что он местами слабее – ему сложнее удерживать внимание, контролировать эмоции, у него может начать развиваться негативное восприятие себя. И в связи с этим абсолютно нормально развивающийся ребёнок может показывать плохие результаты, просто потому что занятия ему не по возрасту. Основная рекомендация – быть мудрым родителем, постараться понять, что именно ребёнок вкладывает в оценку, что это для него значит, и уже отталкиваться от этого, а не от собственных притязаний на ребёнка. «Ты обязан быть отличником» – зачем?»

Страх №4: Строгие или злые учителя

Олеся, выпускница 2016 года: «У меня в школе была учительница, которую боялись все, особенно младшие классы. Она всегда много кричала, её легко можно было вывести из себя, при этом на своих уроках она была очень требовательная – не сделать домашнее задание было равноценно самоубийству. С возрастом мы поняли, что это – её стиль работы, что на выходе мы получаем от неё действительно очень много знаний. Да и со старшеклассниками она общалась уже на равных, так что в 11 классе от былого ужаса, кажется, ничего и не осталось».

Комментарий психолога: «Страх в таком случае может возникнуть как от банального: учитель проявляет агрессию к ребёнку, он к нему несправедлив, так и в связи с более сложными ситуациями – ребёнок мог пострадать от человека, который внешне напоминает учителя. Может быть, какие-то манеры вызывают ассоциации и, в связи с этим, появляется необъяснимый для него страх. Опять же, в любой ситуации важно разбирать конкретный случай. Может быть, этот учитель терроризирует весь класс. Но не обязательно сразу клеймить преподавателя. Нужно разбираться».

Страх№5: Выходить к доске

Дмитрий, 10-классник: «Мне всегда было страшно выходить к доске. Возникал ужас от того, что я могу начать тупить, учитель будет злиться, а одноклассники смеяться. На русском языке наша учительница почти каждый урок вызывает кого-нибудь к доске писать словосочетания на орфографию. И вот у неё страшно сделать глупую ошибку: она начнет говорить, что мы повторяли это правило уже сто раз, а я не запомнил. А классе в шестом я не мог у доски умножить 6 на 7. Просто забыл, сколько это будет».

Комментарий психолога: «Возможно, у ребёнка есть дефекты речи, которых он стесняется. Эти проблемы может решить психолог, индивидуально. Помимо психолога он, например, может пойти на курсы ораторского искусства. Или страх может быть связан с неприятием в классе: когда он выходит к доске, слышит насмешки и шутки, негативные высказывания со стороны одноклассников или учителей. Опять же, нужно постараться максимально уйти от поиска простого ответа. Да, можно попробовать применять простые техники: например, технику управления своими эмоциями, но далеко не факт, что это поможет решить проблему. Допустим, мы купировали страх выходить к доске, но может остаться целый ворох нерешённых проблем, которые останутся без внимания. Поэтому нужно каждый отдельный случай разбирать очень внимательно, и, уже исходя из этого, предпринимать определённые шаги».

Страх №6: Быть изгоем

Елизавета, 11-классница: «В средней школе у меня было мало друзей, мы вообще, кроме как внутри небольшой компании, почти ни с кем не общались. В какой-то момент я поняла, что хочу дружить и с другими ребятами, и стала отдаляться от старой компании, чтобы влиться в класс. Ещё помню, что иногда я забывала постирать одежду, и бывали ситуации, когда все нормальные вещи были грязными, и я не хотела идти в школу в чём-то другом. Боялась, что на меня будут косо смотреть, смеяться надо мной. У меня ещё и школа такая – девочки на понтах в брендовых платьях».

Комментарий психолога: «Для подростка очень значима референтная группа, к которой он принадлежит. Основная сфера деятельности для него – это межличностное общение, и, в связи с этим, важными становятся вопросы взаимодействия со сверстниками. Но, опять же, далеко не у всех: некоторые отлично себя чувствуют наедине с собой. Но в целом, если говорить о подростках, это самая важная сфера деятельности. Таковы этапы развития, вхождения человека в общую жизнь. Поэтому естественен страх не влиться в коллектив, быть от него отчуждённым».

Страх №7: «Спалиться» со шпаргалкой

Егор, 10-классник: «Пугает, что учитель заметит шпору, поставит тебе плохую оценку, а потом ещё и доверять не будет, начнет уделять тебе больше внимания на тестах. На одном из зачётов я решил ничего не учить, и попробовать чудо современной техники – микронаушник. Это такая крохотная бусинка, её кидаешь на барабанную перепонку, а потом специальным магнитом вытаскиваешь. Но половину того, что мне диктовал друг, я не слышал, были постоянные проблемы со связью, он не понимал, чего я от него хочу. В итоге – тройка. Выучить всё гораздо надёжней».

Комментарий психолога: «За рубежом, как мне известно, шпаргалки считаются постыдными, и за них грозят довольно серьёзные санкции. Если мы говорим про российскую действительность, то очень часто применение шпаргалок является иногда не просто не постыдным, а чуть ли не престижным. Это «высший» уровень: ты смог обмануть учителя. Почему применяют – тоже возможны варианты. Один из них – лень. Многие говорят, что смысла нет учить предмет: он не пригодится – и так себя оправдывают. Но, в целом, тут ещё вопрос в культуре. У нас, к сожалению, сложилась определённая культура списывания, которая иногда даже поощряется со стороны сверстников. Но для кого-то шпаргалка может служить и подспорьем, дающим уверенность: если его поймают с ней, он, даже зная ответ, не сможет ответить».

Страх №8: Мама или учитель увидят с сигаретой

Евгений, 11-классник: «Я сейчас не курю, но, как и все, пробовал. В школе страшно, что увидят учителя, поведут к директору, хотя я даже не знаю, что мне за это будет. Естественно, пугало, что узнает мама, будет ругать. Но в итоге в какой-то момент она узнала, и просто провела «воспитательную беседу».

Комментарий психолога: «Для каждого ребёнка курение – это не одно и то же. Кто-то начинает курить из-за влияния референтной группы, как многие говорят, – «улица научила курить». Если ты куришь, то ты часть этой группы, ты молодец. Для кого-то это может быть желанием быть похожим на папу или маму. Для кого-то это – аспект взрослости, который придаёт уверенности. Для кого-то это просто любопытство. Если родитель узнаёт, что его ребёнок курит, ему стоит воздержаться от давления, агрессии, и, тем более, физического насилия. Нужно постараться поговорить с ребёнком. Но, опять же, если родитель сам курит и при этом говорит, что курить – нехорошо, то эффекта может и не быть. Важны и возраст ребёнка, и особенности отношений между ребёнком и родителем».

Что делать с другими страхами?

Комментарий психолога: «Далеко не всегда взгляд родителя может быть объективным. Поэтому нужно быть мудрым: поддерживать ребёнка, принимать его таким, какой он есть. Это не значит, что нужно поощрять девиантное поведение и отклонения, но, тем не менее, вне зависимости от поступков, нужно любить и поддерживать ребёнка. Не нужно давить на него, пытаясь добиться успехов, которых он сам достичь не может. Стоит подумать, чего вы хотите от ребёнка и почему: зачастую за счёт сыновей и дочерей родители пытаются воплотить собственные амбиции. В этом случае нужно понять, что ребёнок — не вы и не ваша собственность, у него должна быть своя жизнь и свой выбор. Не стоит сразу клеймить учителя и винить его в проблемах ребёнка – нужно разбираться. Вообще во всех страхах стоит разбираться, потому что каждый школьник – уникальная личность, а значит, даже самая, на первый взгляд, незначительная проблема может таить в себе совершенно непредсказуемую причину».

Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на “отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.

Шаги

Часть 1

Сохраняйте спокойствие

    Позвольте панике быстро пройти. Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.

    Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру. Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы научитесь . Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.

    На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы. Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!

    • Если вы все же обнаружили ошибку, проверьте еще раз и потом найдите время поговорить с вашим преподавателем. Вместо того чтобы делать акцент на ошибке – "Вы ошиблись в моем тесте, быстро поменяйте мою оценку!" – постарайтесь проявить больше понимания. Помните, что медом вы приманите больше пчел, чем уксусом. Попробуйте что-нибудь такое: "Я заметил, что вот здесь не посчитано, или я чего-то не понимаю?"
  1. Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники. Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.

    • Если ваш преподаватель пропорционально занизил всем оценки, тогда и на ваш результат будут смотреть с учетом оценок всех остальных. Таким образом, если “4 -” – максимальная оценка по тесту, тогда она становится “пятеркой”, и “тройка” превращается в ”четверку”.

    Часть 2

    Поиск помощи, чтобы улучшить ситуацию
    1. Поговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию. Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде "Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?", ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.

      • Даже если это вызовет у вас трудности, вы можете извлечь много хорошего от встречи с вашим преподавателем:
        • Преподаватель объяснит вам проблемы, в которых вы ошиблись, и идеи, с которыми не разобрались.
        • Преподаватель увидит, что вы хотите учиться, и может учесть это в вашей финальной оценке.
        • Преподаватель может дать вам задание для дополнительных баллов.
    2. Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше. Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет "учеба", когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.

      Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке. Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.

      • Ваши родители могут сесть и объяснить вам, в чем вы допустили ошибку; они могут нанять репетитора, который поможет вам с учебой; они могут также договориться о встрече с вашим преподавателем (хоть и необычно делать это после одной плохой оценки), для того чтобы узнать, как вы можете улучшить свою успеваемость.

    Часть 3

    Успех в следующем тесте
    1. Занимайтесь эффективно, не обязательно долго. Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.

      Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке. Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.

      Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память. 10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала.

Как поступать, если ребенок принес «двойку», и как правильно мотивировать на хорошую учебу. Рекомендации психолога .

Марина, нужно ли объяснять ребенку про систему школьных оценок, что «пять» — это хорошо, а «два» — плохо?

Если в школе существует система оценок, и особенно если она принята в начальной школе, то о ней, безусловно, нужно говорить с ребенком. Объясните ему, в каких случаях и за что можно получить ту или иную оценку. Важно, чтобы у ребенка не сформировалась такая негативная связь: «если у меня плохие оценки, значит я – плохой».

В традиционной российской школе оценка – это публичный акт. То, на какие отметки учится тот или иной ребенок, знает весь класс, а то и вся школа. И очень часто, особенно в младшей школе, оценки являются мерилом личности ребенка в целом, когда ярлыки типа «троечник» или «отличник» свидетельствуют о способностях ребенка в принципе. Они же являются фильтром в процессе адаптации ребенка как в коллективе сверстников, так и в учительском сообществе. И эта призма является основной в школьной среде. То, что у ребенка скорость восприятия материала ниже, чем у других, к примеру, или в силу своего холерического темперамента ему трудно сосредоточиться на задаче – все эти нюансы будут учтены в самую последнюю очередь.

Зачастую школа не учитывает и динамические процессы в развитии ученика. В начале года ребенок мог показывать далеко не лучшие результаты, зато к концу четверти его успеваемость стала выше, однако общий балл при выведении четвертной отметки не учтет этот прогресс – начальные низкие оценки, тем более в большом количестве, обесценят конечные высокие отметки.

Поэтому ребенок, конечно, должен знать, что ему необходимо стремиться получать хорошие оценки, чтобы быть успешным в будущем. Но плохие оценки при этом не должны трактоваться как незнание, безалаберность и лентяйство.

Ребенок получил «двойку». Стоит ли наказать?

Не нужно этого делать. Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Если есть плохая оценка, значит, нужно больше стараться, чтобы улучшить результат. Наказывая ребенка за плохую оценку, например, лишая прогулок, игры или общения с друзьями, его мотивация будет негативной. Она формирует либо страх, либо нигилизм. В случае страха ребенок будет бояться проявлять инициативу. Это может реализовываться так: например, у одной задачи может быть несколько решений, но даже если они есть у вашего ребенка, он будет молчать или использовать единственно допустимый ответ, потому что будет бояться ошибиться. В случае нигилизма возникает агрессия и отвращение к учебе, ребенок будет мыслить так: «если у меня плохая оценка, значит, я буду поступать плохо во всем».

Дайте ребенку понять, что плохая оценка – это лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Это как в спорте, где проигрыш или пропущенный гол – не провал, а очередная тренировка и шаг к новому достижению, победе. Именно таким должно быть отношение у ребенка к отметкам учителя.

Если за каждой плохой оценкой следует ее разбор, причем в коннотации положительного исхода, то избежать их удастся быстрее. Потому что ребенок, принесший двойку, будет знать, что сможет объяснить родителю, почему такое произошло, за что двойка, в каком месте он недопонял материал. У школьника будет чувство безопасности, а не страха. Задача родителей и учителей обеспечить такое безопасное пространство для ученика и в первую очередь ученика начальной школы.

Ребенок боится получить плохую оценку, сильно нервничает перед контрольными? Что делать?

Если ребенок боится плохих оценок, скорее всего, здесь свою «роль» уже сыграли родители, которые «нагрузили» ребенка своими ожиданиями и негласными требованиями.

Не нужно делать из ребенка продолжение собственной успешности! Станьте товарищем своему чаду! В каждом оценивании нужна поддержка, забота, ребенок должен знать, что у него есть безопасное место и это место – его семья.

Если ребенок переживает перед контрольной, расскажите историю о себе, о том, как вы шли на контрольные работы, как сдавали экзамены, о том, что вам тоже было порой страшно и волнительно, как и ему сейчас. И очень часто контрольные заканчивались благополучно, потому что знаний было достаточно, точно так же, как и у вашего ребенка. Но когда вы получали не очень хорошую оценку, у вас всегда был шанс ее исправить. И этот шанс есть и у ребенка. Эта идентификация в данном случае важна, она обеспечивает поддержку вашему ученику.

В том, что ребенок постоянно боится получить плохую оценку, нет ничего хорошего. Психика ребенка, которому угрожает плохая оценка, в родительском и учительском неприятии будет включать защитные механизмы. И это нормальная психическая функция. Однако защита будет сама по себе не лучшая. Один вариант – это бесконечное чувство вины за плохую отметку и недовольство собой, что в результате способно привести к идентичности неполноценного человека. Второй вариант – это выработка такого качества, как лукавство, замалчивание, в простонародье называемое враньем. Чтобы избежать наказания (конечно, при условии, что его наказывают за плохие оценки), ребенок будет врать. Есть и третий вариант. Чтобы доказать, что он хороший, школьник, получив плохую оценку, вступит на рельсы перфекционизма и будет заниматься только уроками. Результат может быть впечатляющим при условии, что у ребенка развито сильное Эго и что он способен противостоять неудачам. Но в младшей школе, которая закладывает в ребенка знания о себе с помощью оценок, это не характерно. К тому же все три варианта объединены общим чувством – чувством страха, который во взрослой жизни перерастает в фоновую тревогу и становится одной из составляющих невротических состояний. У кого-то это практически не заметно, а кто-то, кому не повезло с учителем в детстве, будет весьма чувствителен к тревожному воздействию на психику.

Нужно ли хвалить за «пятерки»?

Хвалить за пятерки, безусловно, нужно. Но не переусердствуйте с комментариями «ты самый лучший», «ты все знаешь» и т.п. Не создавайте культ «пятерки», когда «пятерка» — это хорошо, а все остальное – ниже планки и не заслуживает похвалы, тогда «плохая» оценка не станет для ребенка трагедией.

Если ребенок получает отличные оценки, это повод для гордости, прежде всего, родителей. Именно они могут повлиять на развитие так называемого синдрома отличника. Детский перфекционизм – очень тяжелый невроз для ребенка, но попадает в него ребенок при прямом содействии взрослого. Как правило, такой ребенок изначально нагружен большими родительскими ожиданиями. Единственный способ их оправдать – быть хорошим во всем, стать отличником, побеждать даже не в своей игре. Если этого не происходит, то ребенок чувствует себя недостойным и ненужным родителям.

Прежде всего, дайте понять ребенку, что вы хвалите его не за оценки, которые он получает, а за то, что он стремится к знаниям, проявляет интерес к изучению чего-либо. И нет никакой беды в том, что в какой-то момент ребенок проявляет меньшее любопытство к предмету и не получает за него отличные отметки.

Ребенок считает, что преподаватель был несправедлив с ним и занизил оценку. Как поступить?

Разберите ситуацию, выясните, почему учитель поставил такую оценку. Когда вы обсуждаете с ребенком его оценки, вы демонстрируете ему свою поддержку. Но важно также и не уронить авторитет учителя в глазах ребенка. Поэтому стоит встать не в позицию родителя вашего ребенка, а в позицию преподавателя. Потому что часто из позиции родителя у нас возникает одно желание – защитить ребенка. Если действительно есть несправедливость в отметке, то тогда стоит обсуждать это с педагогом.

На фото: картина Решетникова Ф.П. «Опять двойка»

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».