Социально-педагогическая поддержка семей группы риска. Современные проблемы науки и образования

В данной статье рассмотрим изложение основного этапа работы специалистов в рамках кейс-менеджера по социальному сопровождению семей «группы риска», который предполагает 12 процедур оценки.

1. Набор в кейс-менеджмент.

Тема магистерской диссертации: «Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска». В практической части апробирован проект, направленный на уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в Едином банке данных г. Магнитогорска.

Цель проекта: содействовать и оказать социальную, правовую и психолого-педагогическую поддержку семьям «группы риска». Приобщить родителей совместно проводить досуг с детьми.

Задачи проекта:

  1. Повысить воспитательный потенциал семьи (через просветительскую работу).
  2. Гармонизировать детско-родительские отношения (через совместную деятельность).
  3. Содействовать формированию ответственности за рождение и воспитание детей.
  4. Оказать правовую помощь, организовать психолого-педагогические консультации для родителей.
  5. Организовать тренинговую работу с родителями, направленную на решение проблем семьи.
  6. Организовать психолого-педагогическую деятельность с детьми семей группы риска.
  7. Вовлечь родителей и детей в совместную досуговую деятельность.
  8. Содействовать укреплению семьи, семейных ценностей, традиций.

База реализации: проект реализуется на базе МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска в отделении дневного пребывания детей. Проект краткосрочный – 9 мес.

Основными направлениями работы являются:

мероприятия для родителей (диагностика и анализ, психолого-педагогические практикумы, повышение психолого-педагогической грамотности родителей, юридические консультации, совместная деятельность родителей и детей), а также организация досуговой деятельности детей семей «группы риска» их диагностика и анализ результатов.

Предполагается, что сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращённые к реальным трудностям семейного воспитания, создадут хорошую основу родительской компетенции.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение воспитательного потенциала семьи.
  2. Исключение нарушений детско-родительских отношений.
  3. Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).
  4. Осознание родителями важности сохранения семейных ценностей и традиций.
  5. Повышение правовых знаний, ответственности родителей за воспитание детей.
  6. Улучшение психоэмоционального состояние детей и родителей (нормализация психологического климата в семье).

2. Процедура оценки.

В России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Согласно исследованиям российских социологов, для начала 21 века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия.

В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Все чаще и чаще говорят о семьях «группы риска». Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства. Результативным направлением деятельности в работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семьи группы риска. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно только с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация грамотного и результативного межведомственного взаимодействия.

Работа с семьёй всегда тонкий, гибкий и трудоёмкий процесс, ведь не каждый из родителей готов открыто говорить о семейных проблемах. Многие семьи из благополучных переходят в категорию семей группы риска. Зачастую детям не хватает родительского тепла, внимания и заботы.

Для работы с такими семьями в городе Магнитогорске в МУ «Центр социальной помощи семье и детям» создано отделение профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, главной задачей которого является проведение комплексной социально-реабилитационной работы с неблагополучными семьями.

Объект: семья «группы риска».

Предмет: гармонизация внутрисемейных отношений, совместное время препровождение.

Для того, чтобы выявить круг проблем, а также приступить к реализации проекта необходимо осуществить сбор и обобщение информации о семьях «группы риска»; отобрать кандидатов для участия в проекте, ознакомить их с условиями проекта. Далее, в ходе реализации проекта, провести мероприятия для родителей и детей. В дальнейшем, провести анализ результатов и выявить тенденции.

3. Выбор модели и места кейс-менеджмента

В проекте участвуют семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД»: семьи полные и неполные, многодетные. Количество родителей – 20 человек, детей – 30 человек. Дети в возрасте 4-15 лет.

Длительность мероприятий 2-3 часа, с 15.00 до 18.00 час.

Проведя предварительную диагностику можно определить степень готовности и интереса к участию в программе кейс-менеджмента семей группы риска.

4. Краткий план

В план входят мероприятия, которые проводятся для детей и родителей, направленные на достижение поставленных целей и задач. Это психолого-педагогические практикумы, психолого-педагогические консультации, занятия для родителей, направленные на повышение педагогической грамотности, педагогические поручения, правовое консультирование, организация и проведение семейных праздников, творческих конкурсов, организация досуговой деятельности детей их диагностика и анализ результатов.

5. Начальная полная (комплексная) оценка

Проводится с целью измерения возможностей клиента и его сильных сторон. Определяется необходимость направления родителей к психологу и социальному работнику, юристу для решения проблем семьи группы риска.

Например, в качестве пилотажного и экспериментального применения проекта возьмем испытуемую семью группы риска А1.

Состав семьи – 3 человека (мать, отчим, дочь в возрасте 14 лет). Семья состоит на учёте в МУ «ЦСПСД» в категории семья «группы риска». Основание постановки на учёт – семья с эмоционально-конфликтными отношениями, мать не работает, допускает в отношении дочери жестокое обращение. Подросток изымался из семьи в МУСО «Социально-реабилитационный центр» г. Магнитогорска. В дальнейшем, по решению суда подростка возвратили в семью.

6. Составление начального плана полного обслуживания.

Намечаются основные мероприятия, определяются ответственные за их проведение. На базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних семьи группы риска проходят курс социально-педагогической реабилитации в условиях стационара. Данная программа реализуется в следующих направлениях: социально-психологическая, социально-педагогическая, валеологическая, социокультурная.

Согласно плана проводятся мероприятия для родителей детей семей «группы риска».

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращённые к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетенции.

7. Внедрение плана обслуживания.

Сопровождение семей «группы риска» состоит из мероприятий для родителей (психолого-педагогические практикумы, повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовое консультирование и пр.), мероприятий для детей, а также совместной деятельности родителей и детей.

Основная часть работы – внедрение, начало работы плана обслуживания:

Социальная и психологическая диагностика подростка и его родителей;

Направление семьи на консультацию к психологу, юристу, социальному педагогу;

Повышение правовых знаний родителей, ответственности за воспитание дочери;

Организация совместной досуговой деятельности родителей и подростка, выполнение педагогических поручений в виде домашнего задания;

Помощь семье в сборе необходимых документов для оказания мер социальной поддержки семьи;

Направление матери в центр занятости населения, оказание помощи в трудоустройстве.

Помощь в устройстве ребёнка в летний лагерь или трудоустройство на период летних каникул.

Преимущества мероприятий: улучшение психологического климата в семье А1, формирование родительской компетенции, повышение воспитательного потенциала семьи, правовых знаний, ответственности родителей, повышение психолого-педагогической культуры родителей, вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность. Предполагается, что в дальнейшем, семья А1 в результате проделанной работы перейдёт в категорию условно адаптированных и возможно благополучных семей, что позволить специалистам МУ «ЦСПСД» снять семью А1 с учёта.

Недостатки мероприятий: возможно семья А1 не захочет менять свою жизнь к лучшему, не учтёт рекомендации специалистов. Зачастую члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в свое семье и судьбе своих близких.

8. Повторная оценка.

Повторная оценка представляет собой возможность наблюдать прогресс семьи А1, учесть её успехи и неудачи, а также оценить эффективность и смысл проведённых мероприятий.

На данном этапе происходит обновление информации о семье А1: трудоустройство матери, увеличение дохода семьи, организация досуга семьи, трудоустройство ребёнка на период летних каникул, проводится повторная диагностика на выявление психоэмоционального состояния подростка, матери и т.д.

9. Корректировка плана обслуживания.

Организатор проекта на основании данных психолога, социального работника, юриста обновляет план работы с семьей А1: возможно дополнительное включение в план психолого-педагогических практикумов (тренинги, ролевые игры на сближение и устранения конфликтов между матерью и дочерью). Необходимо учесть пожелания членов семьи.

10. Координация случая и консультация со специалистами.

Организатор проекта обсуждает результаты работы с психологом, социальным работником и юристом, которые непосредственно работали с данной семьей А1. Возможно сотрудничество с социальным педагогом школы, где обучается подросток и инспектором подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции по месту жительства семьи. Отмечаются положительные и отрицательные результаты работы.

11. Вмешательство в случает кризиса.

Специалист по социальной работе обговаривает с клиентом возможность возникновения кризиса (трудной жизненной ситуации), а также план действия. Родителя предупреждают, что в случае повторного жестокого обращения с дочерью мать будет привлечена к уголовной ответственности, а подростка поместят в МУСО «СРЦ».

12. Закрытие случая.

Так как все цели и задачи проекта достигнуты, считаем необходимым приостановить работу с семьей «группы риска».

Список литературы:

  1. Бурилкина С.А., Каминский А.С., Супрун Н.Г. Изучение ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи в трансформирующемся обществе / С. А. Бурилкина, А.С. Каминский, Н.Г. Супрун// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016.– № 10. – С. 37-39.
  2. Каминский А.С. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи/ Каминский А.С.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. – № 46. – С. 108-115.
  3. Петушкова О.Г., статья «Медиация как один из альтернативных способов урегулирования конфликтов», научные труды SWorld. 2014. Т. 16. № 4. С. 46-50.
  4. Социальное сопровождение лиц, уязвимых к вич/спид. кейс-менеджмент /Олейник Е.В., Мустаева Ф.А., Бурилкина С.А., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Петушкова О.Г., Пятунин В.А., Степаненко Н.А., Чикалова Н.А., Дегтярев А.А., Кобзева Н.А., Кытманова Л.Ю.– Магнитогорск, 2010.

Технологии социальной работы с семьями «группы риска»

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

  • - сбор информации;
  • - анализ информации;
  • - постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование - процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Технология патронажа:

  • - Предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
  • - Оповещение клиента о времени визита;
  • - Представление себя (нагрудный знак, визитка);
  • - Обеспечение личной безопасности;
  • - Представление и сообщение о цели визита;
  • - Время посещения - 20-30 минут;
  • - Подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

  • - Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
  • - Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышения уровня информированности клиента);
  • - Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
  • - Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
  • - Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). одной из базовых технологий социальной педагоги - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций.

Выделяют следующие технологии социальной работы с семьями «группы риска», зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

  • 1. Технологии системного подхода, основанные на создании в единого информационного банка данных о семьях группы риска.
  • 2. Технологии междисциплинарного взаимодействия.
  • 3. Технологии комплексного подхода.
  • 4. Использование новейших информационных технологий в реализации программ социально-педагогического сопровождения семей «группы риска».
  • 5. Технологии развития волонтерского движения в рамках реализации программ социально-педагогического сопровождения семей «группы риска». Одна из форм работы - привлечение единомышленников, людей способных оказать посильную помощь семьям «группы риска».

Семья рассматривается как субъект процесса, и задача специалистов - помочь ей найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Сетевой метод является инструментом работы в целях предупреждения распада семьи.

Алгоритм работы с семьей группы риска:

1. Составление карты социальных связей происходит совместно с семьей при условии, если мотивация на эту работу состоялась. В карте отражается весь спектр значимых для людей взаимоотношений, включая характер связей между людьми и степень их важности. Эта работа может состоять из нескольких этапов. В результате карта социальных контактов дает представление о том, кто конкретно входит в окружение семьи и ребенка.

  • 2. Сетевая встреча. На основе анализа специалист совместно с семьей исследует возможность организации встреч в рамках социальной сети. Организацией встречи занимается команда ведущих (прошедшие обучение, и получившие сертификат по данной методике). Определяется тема (проблема) встречи, текст приглашения на встречу. Проводятся предварительные встречи с членами социальной сети. Сетевая встреча проводиться по определенной схеме, может производиться в несколько этапов.
  • 3. Работа после сетевой встречи заключается в реализации позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи.

Сеть социальных контактов - профилактический метод, позволяющий семье социализироваться, выстроить новые модели взаимодействия с обществом.

Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью - один из наиболее сложных этапов в работе с семьей «группы риска». Обеспечить этот процесс может методика контактного взаимодействия, предложенная Л.Б. Филоновым. Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами:

  • 1. Снятие напряжения, тревоги и неуверенности родителей в отношениях со специалистом посредством акцентирования внимания на положительном из того, что известно специалисту о семье по предварительно собранной информации. Специалист использует в работе приемы эмпатического слушания.
  • 2. Родитель «выговаривается», специалист - слушатель. Родители просят рекомендаций у специалиста. Специалист переключает внимание родителей на повышение требований, как к себе, так и к каждому члену семьи.
  • 4. Стадия действий - обсуждение отдельных отрицательных свойств личности своей и членов семьи, неблагоприятных сопутствующих обстоятельств.
  • 5. Стадия, когда доверие со стороны членов семьи завоевано, и это служит началом к взаимодействию.
  • 6. Ведется коррекционно-воспитательная работа специалистами по социальной работе с семей.

Итак, методы работы с семьей «группы риска» базируются на применении теории семейных систем, когда семья рассматривается как самостоятельная система, а также теории поля, учитывающая социальное окружение семьи. Организация сетевой работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на восстановление утерянных доверительных детско-родительских отношений.

Социально-педагогическая поддержка семей группы риска

Семья - основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта͵ взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой.

А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность; безнадзорность и беспризорность:

1.Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителœей.

2.Семья с низкой педагогической культурой родителœей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3.Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителœей

Основной критерий классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций (М.А Галагузова):

семьи с низким материальным достатком; с

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, ᴛ.ᴇ. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие

Классификация группы риска по М.В. Шакуровой:

1. Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителœей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всœегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

2. Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителœей зачастую находится под угрозой.

4. Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни - достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. 5. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи

Социально-педагогическое сопровождение - ϶ᴛᴏ система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

· выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

· определœение причин семейного неблагополучия;

· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;

· помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

· профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;

· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об базовых гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;

постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целœевой программе развития образования на 2011–2015 годы";

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Социально-педагогическая поддержка семей группы риска - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-педагогическая поддержка семей группы риска" 2017, 2018.

ДОКЛАД

«Социально-педагогическая поддержка и сопровождение учащихся и семей группы «Риска»

Цель: социально-педагогическое просвещение учителей с целью повышения их социальной культуры.

Ведущий: Бурдина М.С.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

Отчуждение детей от семьи, школы и общества,

    Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,

    Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,

    Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),

    Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков 13–16 лет, много учреждений дополнительного образования были закрыты, все это не способствует формированию здорового поколения),

    Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,

    Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

К внутренним факторам риска относятся:

    ощущение ребенком собственной ненужности,

    низкая самооценка, неуверенность в себе,

    недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

    незнание и непринятие социальных норм и ценностей,

    неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,

    неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Задача педагогов в работе с детьми группы «риска» - организация индивидуального сопровождения– это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

Круглый стол по теме

«Сопровождение семей «группы риска».

Разработчики: педагоги-психологи ЦРТДиЮ,

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно.

Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим».

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка , но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми. Однако, по всеобщему признанию ученых исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояния кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, т. к., по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально – неустойчивые дети, у которых нередко появляется самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность , лживость, импульсивность и т. д.). Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д.

Психическое развитие у детей происходит неравномерно, но в определенные периоды становится еще и дисгармоническим. Такое состояние мы называем - кризисы. Именно эти периоды жизни ребенка подвержены нервным и психически расстройствам. Если учесть, что возрастные кризы охватывают 10 лет изй криз - 3-4 года, 2-й - 5-7 лет, 3-й - 12-18 лет), то становится очевидным, что в целом детский и подростковый возраст - весьма подходящее время для развития неврозов.

При неправильном подходе к процессу воспитания ребенку легко передается отношение его родителей к окружающим, особенно если это сильные эмоции. Стиль поведения, моральные принципы, система ценностей формируются в детстве и, как правило, внушены взрослыми (повышенная внушаемость детей, абсолютный авторитет родителей).

Подчеркивается значение личностных характеристик родителей детей-невротиков. Выделяют 6 психологических портретов матерей таких детей (, 11988): «Царевна-несмеяна», «Снежная королева», «Спящая красавица», «Суматошная мать», «Наседка», «Вечный ребенок».

Неправильное воспитание (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий «психологическую почву».

Само воспитание не является статическим образованием, оно меняется в одной и той же семье, по отношению к одному и тому же ребенку, в зависимости от многих условий, связанных с меняющейся характеристикой, как самих родителей, так и детей.

Тип воспитания близок к типу «Золушка». Авторы придают ему очень большое значение. Обозначает оно «отсутствие любви к ребенку». Неприятие порождает прежде всего страх. При неприятии в ребенке все раздражает, все вызывает досаду: «ест не так», «много плачет», «рохля» и т. д. Ребенка все время наказывают, ничего ему не прощают. Воспитание заменяется жестким контролем, подвергают суровыми наказаниям; у ребенка возникает комплекс неполноценности, стpax, что от него хотят избавиться - это самый драматический тип неправильного воспитания.

Сходный тип воспитания описан под названием воспитания по типу "ежовых рукавиц" (, 1971). Крайним выражением этого варианта является «воспитание» по жестокой агрессивности («изуверской жестокости»). В этих случаях не просто отсутствует любовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и физическое насилие. Финалом этих издевательств является в «легких» случаях психогенное развитие личности и убийство подростком лица, являющегося источником такой травматизации, а в самых тяжелых случаях - «забивание ребенка до смерти» или попытка самоубийства у ребенка (подростка).

Влияние физического наказания на психическое развитие ребенка хорошо описано известным детским психиатром Алисой Миллер. Отрицательное влияние родителей на детей может играть определенную роль в формировании неврозов и психореактивных расстройств, которые в свою очередь приведут к новому поколению родителей, воспитывающих детей по «архетипичной» схеме.

2. Психосоциальная помощь жертвам домашнего насилия.

Специфика помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится ребенок.

В случаях, когда жертвой насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание - учителей и родителей, и формирование у них мотивации к изменениям, оказание им помощи в этом.

Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становиться агрессором , увеличивая общий уровень жестокости в обществе. Поэтому необходима психологическая работа по оказанию помощи в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков.

Важная особенность концепции помощи жертвам насилия:

«Не обвинять, а помочь измениться. Насилие является циклическим процессом, все участники которого - жертвы в настоящем или прошлом.

Работа с родителями по поводу жестокого обращения с детьми.

Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей.

Изучение детского опыта этих родителей, как правило, выявляет серьезные проблемы в их собственном детстве. Они также испытывали моральное или физическое насилие со стороны своих родителей, и в общении со своим ребенком они снова и снова воссоздают ситуацию своего детства, не умея расстаться с ней.

Вторая особенность этих родите­лей является прямым следствием выше изложенного. Они не умеют быть «хорошими родителями», то есть не понимают своих детей, эмоционально отстранены, не знают, как выразить позитивные чувства, и имеют бедный поведенческий репертуар.

Третья особенность - они не имеют позитивных целей воспитания ребенка, их действия непоследовательны, хаотичны. Таким образом, имеется следующий набор нарушений в семье, с которыми необходимо работать для прекращения насилия:

Травматический опыт родителей в детстве;

Отсутствие четких целей как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего;

Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия;

Внутриличностные нарушения ребенка.

Примерная схема работы с семьей включает в себя следующие элементы:

С учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели терапии, как улучшение эмоционального состояния ребенка; формирование «помогающей среды» в школе и в семье;

На основании вышеописанного составляются следующие блоки программы.

а) установление доверия с матерью и, опосредованно, с ее родителями;

б) формирование у них ожидания позитивных перемен в результате психологической работы с ребенком, то есть мотивации на то, чтобы они привозили его в кризисный центр в течение длительного времени и выполняли домашние задания.

2. Расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога. Мать может обратиться за помощью к свекрови.

3. Психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.

5. Индивидуальная психотерапия матери.

Эффективность проведенной работы оценивается по следующим

критериям:

А. Сравнение данных психодиагностического обследования ребенка до и после работы:

1. Наличие адекватной самооценки.

2. Снижение уровня тревоги.

3. Улучшение социометричского статуса.

4. Уменьшение степени отвержения.

5.Уменьшение доли патологических факторов, таких, как несформированность родительских чувств, неприятие, непоследовательность требований и др.

6. Оценка изменений в поведении и настроении ребенка, его адаптивных возможностей родителями и педагогами.

7. Оценка членами семьи своих достижений и изменений, получен­ных в результате прохождения тренингов и консультирования.

Проблема жестокого обращения с детьми в семье имеет многогранную природу. Это обуславливает необходимость, комплексного подхода к решению проблемы. Ключ к эффективности такой комплексной помощи лежит в ее координации, которую целесообразно возлагать на психолого –педагогические службы. Необходимо помнить, что, исследуя каждый отдельный случай, мы сталкиваемся с противоречием между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку.

Важной частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в группе родителей, так и среди профессионалов т. е педагогов, психологов, логопедов , специалистов связанных с воспитанием детей. То есть тем, чем мы с вами занимаемся.

Основные понятия сопровождения

«Сопровождение» - такая помощь, в основе которой лежит сохранение максимальной свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги. Позиция сопровождения - позиция «на стороне ребенка». (, 2000).

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, т. е. сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного и регрессивного развития.

Служба сопровождения – объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Специалисты сопровождения: психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог , врач-педиатр, врач-психоневролог. Роль психолога заключается в создании оптимально благоприятной ситуации вокруг ребенка для его продуктивного движения вперед, в помощи ему в сознании личного выбора и конструктивном решении жизненной задачи, в определении критериев эффективного развития и обучения. Логопед в ходе своей деятельности создает условия, органично сочетающие игровой и учебный тип жизнедеятельности для осуществления работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии у воспитанников. Специалисты обследуют детей, определяя структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения в развитии. С учетом психофизического состояния комплектуют группы для проведения групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций. Педагог выявляет условия проживания ребенка (семейные условия, условия проживания в доме ребенка); определяет специфику социального окружения и особенности социальной адаптации; организует работу с воспитанниками по профессиональному самоопределению; осуществляет контроль за соблюдением прав детей. Перед медицинскими работниками стоит задача повышения эффективности оздоровительно-профилактических и лечебных мероприятий, направленных не только на сохранение, но и улучшение соматического и психического здоровья детей.

Участниками сопровождения являются: воспитанники, воспитатели, педагоги, администрация, родственники воспитанников.

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями . В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

Первая стадия «Поиск контактов», на которой происходит встреча с родителями. Но этой стадии рекомендуется педагогу проявить высокий такт, искреннее уважением к родителям, деликатность и сдержанность, а главное - постараться не оттолкнуть их от себя и от проблемы.

Вторая стадия «Поиск общей темы». На этой стадии педагог выясняет условия семейного воспитания, в чём выражается забота родителей о ребёнке и т. д. Его задача на этом этапе - подготовить почву для взаимопонимания , выявить отношения родителей между собой и к ребёнку. На этом этапе зарождаются положительные эмоции от общего интереса и доброжелательного общения.

Третья стадия «Установление общих требований к воспитанию ребёнка». Педагог должен грамотно рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка.

Четвёртая стадия «Упрочение сотрудничества в достижении общей цели». На этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки в воспитании и его недостатки. Очень важно на этой стадии уточнить воспитательные возможности друг друга, выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребёнка.

Пятая стадия «Реализация индивидуального подхода». На этой стадии, опираясь на ранее предложенное родителями, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка. Педагог должен акцентировать внимание родителей на положительных моментах в воспитании ребёнка и в тактичной форме сообщить о недостатках воспитательного процесса. Шестая стадия «Совершенствование педагогического сотрудничества» . На стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка.

Литература

1. Бадмаев в работе учителя: В 2 кн. –М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

2. Гиппенрейтер с ребенком. Как?. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Ершова урока. Общения и поведения учителя.- М.: Издательство «Флинта»,1998,

4. Кан-Калик о педагогическом общении: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

5. Кроль и педагогика: Учеб. Пособие для техн. Вызов. – М.: Высшая школа, 2001.

6. Митина гибкость учителя.- М.: Издательство «Флинта»,2001.

7. Немов психология. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003.

8. Реана подростка. – М.: Издательство «прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.

Приложение 1.

ТАБЛИЦА

Критериев определяющих детей «группы риска».

Группы критериев

Критерии, определяющие «группу риска»

Номера
по
журналу

Медицинские

Дети:
– имеют хронические заболевания внутренних органов
– имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
– часто и длительно болеют (пропускают по болезни более 40 учебных дней в году)
– состоят на учете у психоневролога
– перенесли сложные медицинские операции
– перенесли стрессы

Социальные

– живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку)
– в малообеспеченной семье;
– в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)
– перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптации)
– другое

Учебно-
педагогические

– имеют стойкую неуспеваемость
– прогуливают, пропускают занятия без уважительных причин
– другое

Поведенческие

– имеют стойкие нарушения поведения
– трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями
– повышенная тревожность
– употребление психоактивных веществ
– другое


Приложение 2.

10 советов родителям подростков

1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.

И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи . Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.