Программа «Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности. Рабочая программа на тему: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с признаками одаренности в интеллектуальном развитии

Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

«Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в образовательном учреждении»

педагогика

БРЯНСК 2014

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Цели и задачи работы…… ………………………………………………..4

3. Научно –теоретическое обоснование проблемы………………………....6

3.1. Одарённость и её признаки………………… …… ………….…..6

3.2. Основные идеи работы с одаренными детьми в школе … ………..6

3.3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми 7

3.4. Формы работы с одарёнными детьми……………………………….....8

3.5. Группы умений, на которые КЦП оказывает наибольшее влияние 9

3.6. Участники реализации данной программы 10

4. Этапы и план реализации программы.11

5. Планируемый результат реализации программы ……………..……..14

6. Заключение…………………………………………………………………………………….……..15

7. Список литературы 16

8. Приложение 17

Введение

В настоящее время современная педагогика базируется на личностно - ориентированном подходе к воспитанию детей. Будущее – это наши дети, а нет образования – нет и будущего России.

Целью современного образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов.

Педагогическая поддержка – это основной элемент образования.
Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Поддержать можно начинающее проявляться. Увидеть это можно, когда ребёнок уже сделал шаг: проявил талант, способность.

В этом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться.

Девизом работы стали слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце надо только, чтобы оно светило». Поиск и развитие одаренных и талантливых детей, работа с ними – задача каждой страны. В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высокоинтеллектуальными детьми является крайне необходимой. Она продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Программа в комплексе решает проблемы развития детской одаренности - охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

· Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

· В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

· В школе должны быть свои традиции.

· Школа должна давать современное образование.

· В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе внеурочной деятельности .

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования.

Цели и задачи:

Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

· формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Научно – теоретическое обоснование проблемы

Одаренность-системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки одарённости:

· Высокие интеллектуальные способности

· Высокие творческие способности

· Способность к быстрому усвоению и отличная память

· Любопытство, любознательность, стремление к знаниям

· Высокая личностная ответственность

· Самостоятельность суждений

· Позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой

Основные идеи работы с одаренными детьми в школе:

· способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

· одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

· одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

· в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;

· деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.

· Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одаренного ребенка.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального внимания к любому таланту, любой неординарной личности;

· принцип усиления разнообразной внеурочной работы с детьми, поиск талантов;

· принцип создания условий для творческой деятельности через различные формы индивидуальной работы;

· принцип свободы выбора вида деятельности, доступа к образовательным услугам;

· принцип «В каждом человеке есть солнце»;

· принцип «Я готов тебе помочь в любое время»;

· принцип сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Формы и методы обучения

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций рассматривается проблема развития способностей одаренных детей, как реализацию их индивидуальности.

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

Форма

Задачи

Спецкурс

Факультатив

Элективный курс

· Учет индивидуальных возможностей учащихся.

· Повышение степени самостоятельности учащихся.

· Расширение познавательных возможностей учащихся.

· Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности .

Ученическая конференция

· Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой .

· Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Работа по индивидуальным планам

· Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

Группы умений, на которые КЦП оказывает наибольшее влияние:

· Исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

· Коммуникативные (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций);

· Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

· Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию);

· Презентационные (Выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

· Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

· Менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения);

Участники реализации данной программы:

1. Администрация школы (директор, заместители);

2. Рабочая группа, состоящая из творчески работающих учителей;

3. Руководители школьных методических объединений;

4. Учителя – предметники;

5. Классные руководители;

6. Психолог, социальный педагог

7. Руководители кружков и секций.

Этапы и план реализации

программы «Одаренные дети.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в образовательном учреждении »

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи

Этапы реализации

этап

сроки

направления

результаты

I .Диагностический

углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития

Сентябрь-октябрь

2. исследования эмоционально-личностной сферы

3. диагностика межличностных отношений

4. диагностика психологического здоровья

Создание:

Творческой группы учителей по разработке критериев одаренности учащихся;

Банка творческих работ учащихся;

Банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

Портфолио одаренных детей школы;

II . Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

октябрь

1.прогнозирование;

2.проектирование;

3.конструирование;

Создание:

Индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в

какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа

1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии

2).Разработка программы здоровьесбережения

1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки

составление программы здоровьесбережения;

3).Интеграция с другими специалистами

в течении года

1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей

2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня

3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы , тренинги, мозговые штурмы, исследования

4.Создание системы стимулов и поощрений

Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов

III .Определение способов оценки и са мооценки успехов воспитанника

апрель-май

показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа

Планируемый результат реализации программы

Модель одаренного ребенка:

1. Личность, здоровая духовно-нравственно и социально;

2. Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

3. Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

4. Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

5. Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

6. Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Вывод

1. Внедрение системы работы с одаренными детьми позволяет создать условия для успешной самореализации школьников.

2. Позволяет подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Заключение

Показатели эффективности реализации программы работы

с одаренными детьми

1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

2. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

3. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

4. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование в 2 кн. М., 1982.

2. , Дидактика для одаренных детей Одар. ребенок№ 6. - С. 50-55.

3. Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910.104 с.

4. Голубева и индивидуальность. - М., 1993

5. Матнешкин творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989, №6, с.29-33.

6. , Сиск и талантливые дети. Вопросы психологии. 1988, №4. с.94-97.

7. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / // Одар. ребенок№ 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.

8. Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. , . - М.: Прогресс, 19с.

9. Одаренные дети / Под ред. М. Карне. - М., 1991.

10. Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка. - Челябинск, 1996.

11. Одаренные дети: проблемы и перспективы / Под ред. . - Челябинск, 1995.

12. , Юркевич, дар или испытание. М., Знание, 1990, 76 с.

https://pandia.ru/text/79/147/images/image005_58.gif" alt="Подпись:" width="147" height="522 src=">

зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами - не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

6. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

7. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах . Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8. се одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В. Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе , слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 102 г. Томска

Проверено: Утверждено:

Старший воспитатель Заведующий МАДОУ № 102

И.И. Синогина________ О.В. Кузнецова___________

«____»__________2017г. «___»______________2017г.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Составила воспитатель:

Микова А.Н.

Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.

Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.

Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности;
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способству- ющей развитию одаренности ребенка;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Использование новых образовательных технологий

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действитель- ности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Соколова Арсения. Проведя с ним диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Артём проявляет способности к словотворчеству.

Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Арсения.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Фамилия, имя ребенка – Соколов Арсений.
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности – разучивание стихотворений, прозы, пословиц, поговорок, самостоятельное чтение художественной литературы, участие в различных мероприятиях.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – воспитатель Микова Александра Николаевна
Партнёры – родители.

Характеристика на Соколова Арсения - воспитанника подготовительной группы :

Арсений в группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.

Мальчик обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Арсений имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.

При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с

большой любовью и уважением.

Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию текстов, актёрских способностей.

Задачи:
способствовать развитию навыков чтения и разучивания.
продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
развивать память;
содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональ- ности и выразительности в движениях и речи;
воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Сентябрь

Этюд «Весёлые человечки» Этюд

«В гости к Хозяюшке»

Развитие воображения, эмоциональности.

Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры.

Октябрь

Разучивание стихотворения «Старинный Томск»

Игры «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова».
«Придумай имя»
«Добавь словечко», «Придумай красивое предложение»
«Чудесные вещи».

Использование разных частей речи, активизация словаря.
Развитие воображения, обучение словесной импровизации
Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения
Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации

Выступление на конкурсе в рамках МАДОУ 102 «Родина любимая моя» Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность
Художественная деятельность, творческие игры

Ноябрь

Сочинение сказки
Игра «Придумай, о чём может идти речь»
Творческое задание «Необычная машина»
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность)
Обучение формированию фраз, согласованию частей речи
Развитие фантазии, обучение модифицированию сюжета
Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма

Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры.

Декабрь

Игра «Как лучше сказать? »
Творческое задание «Нарисуем портрет»
Составление рассказов;
Употребление образных слов и выражений, разных частей речи, придумывание рифм. Придумывание окончания стихов, игры - фантазии

Формирование представления об описании и его структурных элементах
Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество

Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь
Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность

Январь

Работа с малыми фольклорными формами

Малые фольклорные формы (придумывание загадок)
Упражнения-фантазии по стихотворениям
Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок.

Февраль

Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»
Сопоставительный анализ сказок
Работа со сказкой Д. Родари «Хитрый Буратино» (картинка-идея)

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа
Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок
Радость от общения со сказкой, развитие речетворческих способностей

Игровая деятельность.
Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность.
Самостоятельное сочинение, словотворчество,
Сочинение стихов, загадок.

Март

Работа с басней
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»
Сравнение рассказа и сказки, творческие задания
Творческое задание по стихотворению И. Сурикова «Зима»

Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни
Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления
Обучение составлению лирических рассказов и сказок
Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Чтение художественной литературы
Художественная деятельность и восприятие произведений искусства.
Сочинение стихов, загадок, словотворчество.

Апрель

Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа»
Работа со сказками Д. Родари «Сказки, у которых три конца»
Творческое задание «Придумай сказку»
Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме

Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов
Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях
Развитие умения применять полученные знания.
Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения

Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество
Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры - импровизации, драматизации
Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках, открытом занятии,
участие в конкурсах.

Разучивание русских народных песен, закличек, стихотворного текста, роли.

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы
Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений

Участие в семинаре - практикуме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной культуры» для педагогов г. Томска в рамках областных Макарьевских чтений

Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно читает, проявляет повышенный интерес к чтению. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.

Игры для развития речи.

    «Отгадай, что я вижу». Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

    «Добавь словечко». Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

    «Сочинялки». Предложить ребенку сочинить сказку, про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка.

    «Звуки улицы». Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все, что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь.

    «Бывает - не бывает». Предложить ребенку подтвердить правиль ность высказывания словами бывает - не бывает. Такая игра развивает слухо вое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

    «Найди неправильную букву». Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

    «Скажи слово руками». Попросить ребенка прохлопать, протопать, прокивать заданное слово.

Диагностические задания:

По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А
Задание 1
Цель: определение способности к самостоятельному построению наглядной модели - подсказки, отражающей услышанную сказку.
Оборудование: набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».
Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.
Итоги задания:
Показатель - овладение детьми действием построения модели истории.
Низкий уровень - отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.
Средний уровень - изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных) .
Высокий уровень - построенная модель точно соответствует структуре рассказа.
Задание 2
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.
Оборудование: лист бумаги с изображенной на нем моделью.
Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок, и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку - надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка: два белых и черно-белый, а в сказке два героя - в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются) .
Итоги задания:
Показатель - использование символических средств при сочинении сказок и историй.
Низкий уровень - не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа: «Как ты думаешь, какой характер у наших героев? » «Обрати внимание на кружки, какого они цвета? »
Средний уровень - превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.
Высокий уровень - находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.
Задание 3
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.
Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются). Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.
Итоги задания
Показатель - элементы творчества при сочинении сказок.
Низкий уровень - не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.
Средний уровень - самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.
Высокий уровень - самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.

Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.
Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище - невиданное», значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище».
Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания.
Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли не торопясь передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию: попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делал партнер в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.
Итоги задания
1-й показатель - сочинительское творчество.
Нулевой уровень - отказываются выполнять задание вообще; повторяют известные по обучению способы передачи образа с заметным несоответствием заданному смыслу.
Низкий уровень - повторяют показ партнера в первой попытке; подбирают уже известные способы передачи образа в соответствии с общим заданным смыслом; используют в большинстве случаев схематические движения, без деталей; оригинальность двигательно-пластического образа проявляют в движениях, которые не осваивались в ходе обучения, не встречаются в композициях других детей и самим «автором» демонстрируются впервые; выстраивают «рваную» композицию, без «связок» между эпизодами.
Средний уровень - самостоятельно подбирают подходящие по смыслу способы воплощения образа, близкие к известным по обучению, иногда превнося некоторые оригинальные штрихи вспомогательного плана (существенно не изменяя основной способ) ; показывают более или менее детализированные способы; композиция имеет связки между эпизодами, но не во всех случаях.
Высокий уровень - находят собственные оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные штрихи, наиболее точно передающие заданный смысл; хорошо детализируют двигательно-пластический образ; композиция этюда связная, целостная.
2-й показатель - исполнительское творчество.
Нулевой уровень - отказываются выполнять задание; выполняют движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.
Низкий уровень - есть фрагменты перестройки пластики в соответствии с характерными особенностями образа, но при этом движение охватывает не все тело (например, руки и ноги - в образе, а мимика - свойственна самому ребенку); пытаются скорректировать свое исполнение, но неудачно.
Средний уровень - показывают (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное); попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.
Высокий уровень - достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживают образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремятся к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.

Ольга Петрова
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка в ДОО

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. одним из направлений прописано «Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в ДОУ». Мы написали проект, который выиграл конкурс на присвоение статуса стажировочная площадка по данному направлению и 2 года на базе нашего детского сада проводились стажировки коллег из регионов РФ в практико-ориентированной деятельности. Педагоги внедрялись в образовательный процесс, проводили мастер-классы, которые планировали накануне. В студии «Открытого диалога» мы обсуждали вопросы: как построить систему работы с одаренными детьми, что такое индивидуальный маршрут, как отслеживать результативность? Никто не оспаривает, что все дети имеют способности, но педагогам вместе с родителями необходимо их выявить и развить. Здесь необходимо тесное сотрудничество ДОУ и семьи. Если ребенок недавно посещает детский сад, то при проведении анкетирования важно включать вопрос: Какие склонности, способности имеются у вашего ребенка? На что следует обратить внимание? Если ребенок посещает ДОУ и Вы, педагоги, сами выявили, к чему он проявляет интерес, то Вам также необходимо сообщить об этом родителям, показать детские работы и наметить план совместных действий.

Предлагаю вашему вниманию индивидуальный маршрут ребенка, имеющего склонности к изобразительной деятельности и художественные способности.

Вверху листа по центру пишем: Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Ниже пишем:

ФИО ребенка : Иванова Ирина Ивановна Возраст - 4 года; Вид одаренности (способностей) – художественная; Склонности – рисование портретов сказочных героев (или зарисовка объектов природы) Тьютор – указывается тот, кто непосредственно работает с ребенком Партнеры – (воспитатель, педагог дополнительного образования, …., мама …., сестра? И пр.

1-я колонка «Месяц, дата », 2-я колонка «Тематика», 3-я колонка «Вид и форма работы», 4-я – «Используемые материалы и техники (оборудование)», 5-я колонка «Работа с партнерами», 6-я - «Работа с родителями », 7-я колонка «Результат. Применение детских работ»

Теперь переходим к заполнению

В первой строке 1-ой колонки пишем сентябрь, 1-я неделя, 2-я колонка – тема «Герой мультфильма «Добрыня-Никитич», форма работы – индивидуальная в изостудии, «Используемые материалы и техники. Оборудование » - Карандаш (набросок, Акварель. «Работа с партнерами » - создание банка данных на детей (по всем видам способностей) – здесь пишем то, что непосредственно делаем; рекомендации по формам, видам, методам и приемам работы с ребенком;, 6-я - «Работа с родителями» - рекомендации, приглашение на индивидуальное занятие, показ мастер-класса по организации работы с ребенком в домашних условиях и пр. в 7-ой колонке «Результат. Применение детских работ» - здесь возможно создание портфолио и размещение в нем детских достижений, организации персональной выставки этого ребенка, рисунок на конкурс, размещение в газете и пр.

Данную форму можно использовать и в других направлениях развития ребенка. Но очень важно и отследить динамику. Вот здесь необходима некая диагностика (мониторинг). Это уже другой материал. Его я размещу в ближайшее время.

Спасибо, что вы прочли материал. Надеюсь, что он Вам пригодиться в работе. Успехов.

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть I часть 2 часть 3 Наконец-то аттестация осталась далеко позади. Можно вздохнуть с облегчением! В сентябре очень круто изменились критерии.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть II часть 1 Так у «Бабочки» не соответствовала возрасту речь. Были проблемы в произношении звуков. В речи присутствовали только слова: мама,.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть III часть 1 «Лисичка» - девочка из многодетной семья. Ребенок упрям, замкнут. Речь не соответствовала возрасту (ребенок мычал, проблема со.

Индивидуальный маршрут
сопровождения развития ребенка

ФИО ребенка - Валера И.

Возраст - 5 лет.

Вид одаренности - интеллектуальная.

Склонности - заинтересованность в математических играх с геометрическими фигурами, цифрами.

Формы работы - индивидуальные занятия.

Партнеры - воспитатель группы Н.Б. Романенко, мама мальчика Марина Владимировна.

Цель работы : развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи :

1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.

2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.

3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.

4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.

7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Цвет, форма. Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: « Составим узор».

(Используя кубики Никитина).

Размер. Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: « Красивые флажки».

(Используя мозаику).

Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».

Счёт, порядковые числительные. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Октябрь.

Пространственные представления. Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. Игра:

Игра: « Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Счет до 10. Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10(Используем кубики Никитина). Игра: « обведи правильную цифру»

Интеллектуальные кубики Б. П. Никитина « От простого к, сложному».

Цель:

Ноябрь.

Интеллектуальные кубики Б. П. Никитина « От простого к, сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление « Воздушные шары».

(Использовать мозаику из пуговиц).

Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки).

Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

Декабрь.

Блоки Дьенеша. Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Игра « Где живут блоки»

Графические умения.

Цель : Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) .

Счет.

Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку.

Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 - 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Январь.

Задачи на смекалку.

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: « Котёнок».

Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Февраль.

Блоки Дьенеша.

Цель: развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам

развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции). Работа с альбомами.

Способы измерения.

Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Игры – путешествие во времени.

Цель: закрепить знания детей о днях недели.

Кубики Никитина

Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей .

Игра «Составь узор» моделирование из кубиков по заданным схемам

Март.

Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Классификация.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

Игра: « Сколько всего».

Классификация.

Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

Апрель.

Цель: З акрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», « Распредели числа в домики», « Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 2. Цель:

Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: « Бегущие цифры».

Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 3. Цель:

Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра « Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.

Май.

Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: « Что сначала, что потом».

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель:

Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;

Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

Диагностическая карта маршрута
сопровождения развития ребенка Валеры И, 5 лет.

+многоугольники

Цифры

До 5

До10

Более 20

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Родничок» Ярославского муниципального района

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

Ф.И.ребенка: _____________________________________________________________

Возраст: ___________

Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, театрализованная деятельность.

Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.

Характеристика на ребенка

В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.

На занятиях девочка, часто отвлекается, мешает другим, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.

Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.

По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно - следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.

Задачи:

Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;

Развитие навыков саморегуляции.

Планируемый результат:

У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.

Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.

Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.

Организация работы: получение образования (программа обучения) - Основная образовательная программа МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

План психолого - педагогического сопровождения

Форма работы

Сроки

Ответственные

Исследование психических процессов(память, восприятие, внимание, мышление)

Наблюдение

Изучение продуктов деятельности

Психологическое тестирование

Сентябрь

Педагог - психолог

Педагоги

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика творческих способностей

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Консультации

1 раз в квартал

Педагог- психолог

Педагоги

Старший воспитатель

Консультирование педагогов на тему:

«Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

Семинар - практикум "Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей".

«Игры и упражнения

На развитие творческих способностей»

Консультации Семинары - практикумы

В течение года

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей:

Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества.

организация участия в конкурсах и др. мероприятиях

Оформление и пополнение портфолио успеха.

1 раз в месяц

Педагоги

Взаимодействие с семьей

Психолого- педагогическое просвещение родителей:

«Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

«Как научит ребенка общаться без конфликтов».

Консультации

По мере необходимости

Старший воспитатель

Педагог - психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Родители

Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Родители

Работа с портфолио успеха.

Родители

Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

Познавательный досуг

Родители

Педагоги

Посещение музеев, выставок, театров.

Родители

Театрализованная деятельность

Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню.

Спектакли: "Волки и козлята", "Мешок яблок".

Музыкальные занятия Беседы

Просмотр видеофильмов

В течение года

Педагоги

Музыкальный руководитель

Участие в творческих конкурсах

Творческая мастерская

возможности и желания ребенка

Психолого-педагогическая поддержка

Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Упражнения

Согласно расписания занятий

Педагог- психолог

Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения.

Дивергентные задания ТРИЗ

Педагог- психолог Педагоги

Оценка промежуточных результатов

Критерии оценки

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

Психолого-педагогическая компетентность педагогов

Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка

Взаимодействие с семьёй

Психолого-педагогическая компетентность родителей

Создание и пополнение портфолио.

Театрализованная деятельность

Участие в театрализованных постановках

Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения

Положительное эмоциональное состояние ребенка

Развитие навыков саморегуляции

Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества.

Срок реализации индивидуальной программы развития 2015-2016 уч.г.

Подпись родителей _______________________________________