Образовательный проект в старшей группе. Права ребёнка. Педагогический проект «Права ребенка» Проект выполнила воспитатель подготовительной группы Канищева М.А

Образовательный проект "Маленьким детям - большие права"

Введение.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свет.

Этот образовательный проект предназначен для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. С наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Встает вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать их.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
При разработке непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные качества ребенка психологическая готовность ребенка к новому виду деятельности. Предлагается примерный тематический план на год, где планирование и организация занятий позволит приобщить к делу каждого ребенка и родителя, активно включая их в педагогический процесс.

Актуальность:
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме: « Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.» Мы должны научить малышей их отстаивать, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми.

Цель: Формировать у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развивать уважение и терпимость к другим людям и их правам.

Задачи:
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях: родителями, педагогами и детьми.
Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового сознания.
1. Тематические НОД

2. игры
3. Беседы
4. Досуги
5. Разгадывание ребусов, кроссвордов
6. Выставка книг.
7. Самостоятельная деятельность
8. чтение художественной литературы.
Работа с родителями.
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
1. Анкетирование на тему «Знаете ли вы права ребенка?»
2. Консультации.
3. Беседы
4. Групповые родительские собрания.
5. Стенд « Права ребенка»
6. Ширма « Правовой ликбез»

Работа с педагогами.
1. Открытые НОД.
2. Педагогические советы по темам: « Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания»
3. Обмен опытом.
Условия реализации проекта:
1. Уголки права в приемной группы.
2. Разработка игр, способствующих расширению области правовых знаний.
3. Методическая литература по правовому воспитанию.
4. Художественная литература для детей.
5. Составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Разработать конспектов НОД.
7. Довести до родителей важность этой проблемы

Художественная литература для детей
1. А. Лопатина,М. Скребцова «Права детей в сказках, рисунках и вопросах.»
Москва 2008г.

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26,27 (1). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 28 (1 а). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15.. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках” – 1997.
2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М, ТЦ “Сфера”, 2009.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
4. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка //Управление ДОУ. – 2002,№6
5. Доронова Т.Н Защита прав и достоинства ребенка. – М, 2003.
6. О.Л.Князева “Я, ты, мы” – М, 2007.
7. С.В.Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.; Академия, 2000.
10. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие – М: ТЦ “Сфера”, 2007.
11. Программа “Истоки”. Базис развития ребёнка-дошкольника. Центр “Дошкольное детство” им. Запорожца.
12. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). – М.: “Прогресс”, 1989.
13. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис, 1998.
14. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград, “Учитель”, 2011.
15. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– ТЦ “Сфера”, 2007.

Информационная карта проект а .

Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное.

Цель проекта:

Формирование у детей основ социально- правового сознания.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Краткое описание проекта.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.

% (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка

Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создать картотеку игр правового содержания.

Актуальность проекта

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Создание условий для проведения проекта.

Составления плана.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

«конвенция о правах ребенка»

«Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

К. Чуковский «Федорино горе»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

А. Толстой «Золотой ключик»

Сюжетно – ролевые игры.

Игра «Спасатели»

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения по которым живем».

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка - соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) - игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

Второй этап. Организационно-практический

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

Сюжетно-дидактические игры.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Проблемные ситуации:

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Средства связи

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Дети рисуют

У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Коммуникация:

Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».

Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.

Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».

Физическая культура:

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».

Музыка:

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».

Экологические игры:

Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.

«Что было бы, если из леса исчезли…».

«Береги природу».

Список использованной литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Полную версию работы можно .

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  • Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь – май).
  • Тип проекта: информационно-ориентированный
  • Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Цель: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно — образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «Оправах ребёнка».

ЗАДАЧИ:

  • Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
  • Изучить материал глазами художников, писателей «О правах ребенка».
  • Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
  • Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально — правовыми нормами и правилами поведения.
  • Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста .

ЗАДАЧИ для родителей

— Закрепить знания родителей воспринимать ребёнка как личность.

— Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.

— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат по проекту: Дети и родители познакомятся с конвенцией «Права ребёнка», научатся применять их в жизни.

Перечень основных мероприятий реализации проекта:

  • «
  • Тематические беседы.
  • Развлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».
  • Родительское собрание на тему «Под защитой закона», « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье».
  • Практические консультации для родителей.
  • Тематические беседы.
  • Оформление стенда « Права ребенка».
  • Тематические занятия по правам ребенка.
  • « Конвенция о правах ребенка», «Права ребенка на имя, отчество и фамилию», « Мой дом – моя крепость»

Реализация проекта

Коммуникация.

  • Задачи:
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком.
  • Развивать коммуникативные навыки у детей.
  • Беседы о правовых праздниках «День защиты детей» « День семьи»
  • Изучать особенности общения детей и взрослых в семье.звлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».

Познание.

Задачи:

  • Привлекать родителей к совместно с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к общению со взрослыми и сверстниками.

Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией о правах ребенка

▪ Познавательные беседы «Поговорим о правах ребенка»:

«Что такое право?».

«Права и обязанности в семье«

«Мы — дети разных национальностей»

«Мы разные».

«Я — живу в России»

«Моя семья»

«Мамины помощники»

«Помощники»

Социализация.

Задачи:

  • Показывать родителям значение матери, отца, а так же дедушек, бабушек, воспитателей, детей-сверстников в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимание социальных норм поведения.
  • Подчеркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Беседы:

« Роль бабушки и дедушки в воспитании детей».

« Какой ты отец?»

Сюжетно-ролевые игры.

«Семья»

«Детский сад»

«Больница»

«Школа»

«Спасатели»

Дидактические игры:

— «Я имею право»

— «Чьи права нарушены?»

— «Назови права героев«

— «Выбери право»

— «Мы разные, но у нас равные права»

— «Дружные ребята»

ТРУД.

Задачи:

— Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

— Обращать внимание детей на отношение членов семьи к труду.

— М/ф « Песенка мышонка», «Чебурашка и крокодил Гена»

— Совместно с родителями подбор картотеки «Профессии мам и пап» и «Профессии задействованные в правосудии».

— Изготовление атрибутов для игр

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Задачи:

— Знакомить родителей с опасными для здоровья ситуациями, возникающими дома, на дороге и т.д, и способами поведения в них.

— Информировать родителей о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома.

— Знакомить детей с правилами поведения в различных жизненных ситуаций.

— Игра-беседа «Если чужой стучится в дверь»

— Дидактическая игра «Как обеспечить безопастность?», « Если ты поранился», « Пожар 01».

ЗДОРОВЬЕ.

Задачи:

— Объяснять родителям, как образ жизни семь воздействует на здоровье ребенка.

— На основе просмотра художественных и мультипликационных фильмов ориентировать познание детей на сохранение и укрепление здоровья.

— Дидактичекская игра « Крепыши-малыши»

— Мультфильм « Айболит», « Бегемот который боялся прививок»

Чтение художественной литературы:

Задачи:

  • Показывать родителям ценность домашнего чтения.
  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
  • Учить оценивать поступки героев произведений, драматизировать отрывки сказок.

Картотека пословиц и поговорок о семье

  • А. Рубинов «Ступенька».
  • Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

А. Седугин «Брысь, шапочка!»

А. Барто «Помощница».

Л. Толстой «Два товарища».

Музыка.

Задачи: Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.

«Мы на свет родились — что бы счастливо жить» (развлечение по правам ребёнка с участием родителей).

Цель:

— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.

— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

— Развивать умение рассуждать и делать выводы.

— Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

— Прослушивание песни «Мама для мамонтёнка», «Рыжий, рыжий конопатый» и др.

Формы взаимодействия с семьей.

  • Анкетирование «Какие вы знаете документы по правам ребенка», «Хорошие ли вы родители».
  • Консультация.
  • Шпаргалки для родителей».

— «Семь правил для взрослых».

— «Десять заповедей для родителей».

— «Прав ребёнка — соблюдение их в семье».

— «Памятка для родителей о защите прав и достоинства ребёнка в семье».

— «Декларация о правах ребёнка».

— «Понимаем ли мы друг друга».

— «Искусство быть родителем».

— «Жестокое обращение с детьми, что это такое?».

— «Как наказывать ребёнка?»

  • Собрание « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье», «Под защитой закона».
  • Папка – передвижка «Права детей».

Ожидаемые конечные результаты: Повышение интереса родителей и совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Научить ребенка соблюдать закон не оставаться равнодушным к происходящему.

2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012

3. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-22

4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.

5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах

6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).

7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).

8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4

9. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.

10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.

11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.

12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.

Скачать презентацию

социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Звездочка»,

р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.




Цель проекта Максимально способствовать социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста при помощи формирования основ правовых знаний. Задачи проекта 1. Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности». 2. Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка. 3. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. 4. Повысить уровень культуры межличностного взаимодействия детей в группе. 5. Создание благоприятного фона для контактов с детьми. 6. Разработать перспективный план работы с детьми и мероприятий с родителями.












1. Обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания. 2. Сформировать модель информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры. 3. Способствовать развитию у детей самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного достоинства, социальной активности. 4. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум». 5. Создать организационную модель информационно- просветительской работы по проблеме обучения и реализации прав детей в МБСОУ. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).

Вид проекта : информационно - образовательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный, годовой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта : права ребёнка.

Актуальность темы:

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

  • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
  • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
  • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
  • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
  • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта :

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта :

  • Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
  • Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
  • Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
  • Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
  • Коллективная реализация проекта, презентация.

Ожидаемые результаты :

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

  • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
  • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

  • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • Презентация проекта «Ваши права, дети!»
Срок Формы и методы реализации Цели
Сентябрь
  • Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий.
  • Ознакомление родителей с проектом.
  • Анкетирование родителей: «Знакомы ли Вы с документами о правах ребёнка?», «Знаете ли Вы права ребёнка?», «Я и мой ребёнок»
  • Беседа с детьми «Как поступить правильно?»
  • Рисование восковыми мелками: «Мой автопортрет»
  • Создание ширмы – переноски для родителей «Ребёнок имеет права».
Разработать программу проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
Октябрь
  • Организованная образовательная деятельность «О правах – играя»
  • Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детсаду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах»
  • Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Д/и «Разрешено – запрещено»
  • Игра-ситуация «Защитим слабого»
  • Художественная литература: р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. «Коза-дереза», венг.н.с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права», Я. Аким «Жадина»
  • Слушание аудиозаписи песни С. Ротару «Дадим шар земной детям».
  • Лепка из глины: «Человечек – это я!»»
  • Консультации для родителей: «Поговорим о Ваших правах», «Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек»
Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности».
Ноябрь
  • Организованная образовательная деятельность «Я и моё имя»
  • Беседы: «Что в имени твоём?», «Что такое отчество», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?», «Путешествие в другие страны», «День Матери» (последнее воскресенье месяца), «Мы такие разные и такие одинаковые».
  • Художественная литература: Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», И. Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», А.Барто «Я расту», сказка «Похищенное имя»
  • Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний», «Угадай по описанию»)
  • Аппликация: «Это – я!». Рисование: «Мой автопортрет»
  • Ручной труд: «Закладки с именем», ромашка «Моё имя»
  • Подготовка и проведение праздника «Осенний калейдоскоп»
  • Консультации для родителей «20 ноября – день прав ребёнка», «Авторитет родителей»
Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

воспитывать чувство патриотизма;

подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.

Декабрь
  • Организованная образовательная деятельность «Моя семья»
  • Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я – помощник», «О бабушках»
  • Художественная литература: сказка «Добрый волшебник», Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок», рассказ «Сёстры», В.Донникова «Канавка», С. Михалков «Три поросёнка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка».
  • Составление рассказов на тему «Моя семья» - о членах семьи»
  • С/р «Моя семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация), «Парикмахерская»
  • Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны…», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье»
  • Рисование карандашами: «Моя семья»
  • Совместное сочинение «Домашние обязанности Вашего ребёнка» (домашнее задание родителям)
  • Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье (домашнее задание)
  • Создание фотогалереи «Моя семья».
  • Анкетирование родителей «Определение детско-родительских отношений», «Роль отца в семье»
  • Консультации: «Поощрять или наказывать», «Какой хороший папа!»
  • Подготовка и проведение праздника «Новогодние приключения»
Закрепить и расширить представление о семье;

дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи;

воспитывать ласковое, чуткое отношение

к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.

Январь
  • Организованная образовательная деятельность «Мой дом»
  • Беседы: «Путешествие по планете Земля», «Моя страна – мой дом», «Москва – столица России», «Как построить дом?», «Гражданственность»
  • Художественная литература: С. Баруздин «Кто построил этот дом», А.Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», «Страна, где мы живём», Е.Чарушин «Кто как живёт», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Три поросёнка»
  • Составление рассказов на тему: «Мой дом»
  • Рассматривание иллюстраций на тему: природа России; Москва; Дубна; дома
  • С/р «Путешествие по странам», «Строим дом»; ситуации «Бабушке стало плохо», «Чужой за дверью»
  • Д/и «Кто где живёт?», «Назови жителя города», «Назови материал», «Обставим квартиру», «Где чей дом?»
  • Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
  • Рисование: «Дом, в котором я живу», аппликация: «Дома с резными ставнями»
  • Конструирование: «Такие разные дома»
  • Слушание: Г. Струве «Моя Россия», О. Газманов «Москва, звонят колокола», А. Петров «Я шагаю по Москве»
  • Экскурсии: «Улицы родного города», «Мой любимый детский сад» (по детсаду)
  • Подборка иллюстративного материала «Дубна моя»
  • Клуб для родителей «Трудовые навыки в повседневной жизни ребёнка»
Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому.
Февраль
  • Организованная образовательная деятельность «День здоровья»
  • Беседы цикла «Здоровый образ жизни», «Добрые и верные помощники здоровья», «Кто и как заботится о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании», «Здоровье и болезни», «Скорая помощь»
  • Художественная литература: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А.Барто «Девочка чумазая», Я.Дагутите «Руки человека», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар»; «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», В. Осеева «Плохо», С.Капутикян «Мы сварили плов», Т. Кожабердиев «Всё равно», О. Нэш «Микроб»
  • Экскурсии: в медицинский кабинет ДОУ; на кухню ДОУ
  • Опытно-исследовательская деятельность: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс», «Открой ротик»
  • Д/и «Узнай по запаху», «Определи по звуку», «Узнай, кто позвал», «К какому врачу надо обратиться?»
  • С/р «Скорая помощь», «Я - врач», «Семья»; игры-ситуации «Кабинет врача», «Случайно поранился»;
  • Этюды-пантомимы «Что мы делаем – покажем» (моем руки, делаем зарядку…)
  • Спортивный досуг «День здоровья»
  • Аппликация: «Машина «Скорая помощь»
  • Рисование: «Я у врача»
  • Ручной труд: «Медицинская карта» для сюжетно-ролевых игр.
  • Слушание: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Кукла выздоровела»; песня «На прививку становись»
  • Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»
  • Театрализованное представление «Мойдодыр»
  • Индивидуальные консультации для родителей: «Здоровье моё и моей семьи», «Закаливание ребёнка»
  • Оформление папки «Основы правильного питания: теория и практика» (с любимыми рецептами семьи)
  • Клуб для родителей «Здоровье будущего первоклассника»
Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
Март
  • Организованная образовательная деятельность «Откуда пришла книга»
  • Беседы: «Как важно быть грамотным», «Откуда люди получают знания», «Роль информации в современном мире», «Река времени», «Откуда пришла книга», «Как надо относиться к книге»
  • Экскурсии: в детскую библиотеку, в школу
  • Составление рассказов из опыта: «Как мы ходили в школу», «Что такое библиотека?»
  • «Расскажи, какие детские журналы ты любишь и почему»
  • Художественная литература: энциклопедические словари для дошкольников
  • Просмотр мультфильмов: «Вовка в Тридевятом царстве», «Козлёнок, который умел считать до 10»
  • Слушание песен о школе
  • С/р «Библиотека», «Школа»
  • Д/и «Что изменилось», «Сосчитай-ка!», «Чего не стало?», «Найди два одинаковых предмета», «Рифмы»
  • Игры-ситуации: «Порвал книгу», «Мешал слушать сказку»
  • Ручной труд «Реставрация книг»
  • Аппликация: «Школа» (из геометрических фигур)
  • Опытно-экспериментальная работа: «Узнай сам и расскажи другому»
  • Клуб для родителей «Речевое и интеллектуальное развитие детей»
  • Подготовка и проведение праздника «Мамин день»
Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; расширить представления о возможности получения информации из

разных источников, развитие любознательности.

Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование.

Апрель
  • Организованная образовательная деятельность: «Я на солнышке лежу»
  • Беседы: «Как и зачем люди отдыхают», «Какие бывают праздники?», «Что такое музей?», «Театр», «Как человек отдыхает»
  • Составление рассказов: «Мне хорошо, если у меня есть…», «Семейный отдых летом», «Как я провожу свободное время», «Я придумал праздник, которого нет»
  • Художественная литература: Е.Благинина «Мама спит, она устала», Э. Успенский «Я устала», Н. Носов «Рассказы», В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • Экскурсии: «Мини-музей кукол», «Русская изба»
  • Решение проблемных ситуаций, возникающих во время игры
  • С/р «Морское путешествие», «Едет, едет паровоз»
  • Театрализация сказки: «Три медведя»
  • Рассматривание репродукций картин, энциклопедий «Художники мира»
  • Рисование масок для театра
  • Конструирование из бумаги: «Игрушки – малышам»
  • Просмотр сказки «Золушка»
  • Консультации для родителей: «Образование и развитие детей», «Игра в жизни ребёнка»
  • Музыкальный досуг: «День игры и игрушки»
Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».
Май
  • Итоговое мероприятие: презентация проекта «Ваши права, дети!»
  • Праздничное мероприятие « 1 июня – День защиты детей»
  • Составление генеалогического древа «Без прошлого нет будущего» (без фото)
  • Книжная выставка «Ваши права, дети!»
  • Мониторинг родителей
  • Конкурс рисунка на асфальте «Мир глазами детей»
  • Подготовка и проведение праздника «День защиты детей»
Обобщить знания детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.

Анализ, оценка совместной работы.

Выявить и оформить проблемы на следующий год.

Результаты работы по проекту «Ваши права, дети!»

  • У детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Я наработала дидактический материал, конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.
  • Началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Выявилась и оформилась проблема на предстоящий учебный год: разработка продолжения проекта «Ваши права, дети!» для детей подготовительного к школе возраста.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
  2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
  3. Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  4. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
  5. Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
  7. Журнал «Методическая работа» № 2-2006.
  8. Журнал «Работа с кадрами» №7-2007.
  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско0патриотическое воспитание дошкольников».
  10. Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
  11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»»
  12. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт.-сост. Т.А.Харитончик.
  13. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.
  14. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
  15. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
  16. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
  17. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений литература.
  18. Журин А.А. «Самый современный самоучитель работы на компьютере».
  19. Журнал «Справочник педагога-психолога», 2011.
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.