Фз социальное обслуживание детей и подростков. Социальное обслуживание семьи и детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Профессиональное образовательное частное учреждение

«Крымский экономико-правовой колледж»

Дипломная работа

ТЕМА: Особенности социального обслуживания детей

Специальность 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»

Rdo.kz, 2017 г.

Введение

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усилением социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества. Государство берет на себя полную заботу о содержании детей, лишенных возможности жить в семье и нуждающихся в постоянной посторонней помощи.

Цель дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических аспектов оценки социального обслуживания детей, обеспечение детей доступными социальными услугами надлежащего качества, создающими благоприятные условия для развития ребенка как личности.

Объекта исследования выступает общественная ответственность социальное обслуживание детей.

Предметом исследования является система социального обслуживания детей.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на подпункты, заключения, списка используемых источников, материалов судебной практики и приложений.

Российская Федерация является социальным государством. Это гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст.7).

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Отнесение основ правового регулирования к компетенции Российской Федерации является вполне оправданной мерой. Аналогичное регулирование предусмотрено во многих европейских государствах. Это позволяет сформулировать правовой институт государственной социальной помощи на федеральном уровне, достигнув единообразия его понимания и применения на всей территории РФ.

Одним из самых важных направлений государственной социальной помощи является определение "нуждаемости", т.е. оказание помощи всем лицам, в том числе и детям, находящимся в состоянии нужды

Статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Это в полной мере касается и вопросов предоставления государственной социальной помощи. Подобное положение нашло свое подтверждение и в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗст. 2 Закона о социальной помощи, в которой говорится, что законодательство о государственной социальной помощи помимо федеральных законов составляют так же законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, определения круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В Республике Крым приняты региональные правовые документы по вопросу оказания социальной помощи, которыми определен круг лиц, имеющих право на ее получение. К примеру:

Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 г. N 58-ЗРК "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым" и внесенными в него изменениями от 29 декабря 2015 года № 193-ЗРК/2015 установлены основные порядки работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым.Образованные на основании этого закона в Республике Крым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими коллегиальными органами и входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные задачи их работы заключаются в координации деятельности соответствующих органов и учреждений; восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от эксплуатации, дискриминации и насилия, вовлечения в совершение преступлений и антиобщественных действий; осуществлении мер по их реабилитации; предупреждении безнадзорности, беспризорности; взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, иными организациями и гражданами по указанным вопросам, установление порядка рассмотрения комиссиями материалов (основания, особенности вынесения постановлений, представлений, определений, вопросы обжалования) и др.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 18.12.2014 г. №230 утвержден порядок предоставления социальных услуг поставщикам социальных услуг в Республики Крым. Настоящий порядок устанавливает правила предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республики Крым в форме социального обслуживания граждан на дому, в полустационарных и стационарных формах социального обслуживания, на основании договоров о предоставлении социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой.

Государство в настоящее время сделала определенные шаги в сторону семей, имеющих несовершеннолетних детей, например «материнский капитал», но он не решает всех тех вопросов, которые наша страна решала раньше: и в период социализма, и даже в эпоху монархии, когда власти предержащие были в серьез озабочены вопросом развития личности.

Глава 1. Организация социального обслуживания детей

1.1 Государственная форма обслуживания детей

Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды.В современных условиях жизни нашего общества очень остро стоит проблема реального обеспечения прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, в связи с чем в последние годы принят целый ряд специальных нормативных актов. Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. утверждена президентская Программа «Дети России», включающая федеральные целевые программы «Дети-сироты», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). В них наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации основные направления определили в качестве первоочередных задач защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Впервые на законодательном уровне определены конкретные органы, призваны обеспечить реализацию прав защиты ребенка. Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

К государственным формам обслуживания детей относятся такие виды как:

Дом ребенка;

Детский дом;

Школа-интернат;

Центры временного содержания детей.

Рассмотрим каждый вид более подробно. Что же собой представляет дом ребенка - учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, и др.

Виды школ-интернатов в России

Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:

1.Школы- интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углублённым изучением отдельных предметов:

Гимназии-интернаты

Лицеи-интернаты

Санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются также на:

Школы-интернаты для детей - сирот и детей, остававшихся без попечения родителей;

Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Специальные школы - интернаты для «трудных» подростков, не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени. Частые приводы в милицию за хулиганство, подростки, состоящие на учёте в детской комнате милиции более трёх раз,бродяжничество и другие поводы для определения детей в специальные школы интернаты.

2. Приюты - специальное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:

Приемное отделение;

Отделение диагностики и социальной реабилитации;

Отделение социально-правовой помощи;

Отделение перевозки несовершеннолетних;

Семейная воспитательная группа;

Социальная гостиница.

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 559-ст «Об утверждении национального стандарта» Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 559-ст «Об утверждении национального стандарта»..

ГОСТ РФ 52881-2007 «Социально Обслуживание Населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей» ГОСТ РФ 52881-2007 «Социально Обслуживание Населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей».(извлечение)Социальный приют для детей - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности - определение ребенка в замещающую семью.

Несовершеннолетние в приют принимаются круглосуточно и содержатся в приюте на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными социальными услугами являются:

Обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями мероприятий по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи;

Обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;

Организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте;

Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

Уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

Оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье;

Осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (ред. от 07.02.2011).(извлечение)Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, заисключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками психических заболеваний и в период их обострения;

6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»..

4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации. Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

1) вызывать представителей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;

2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями. Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот. Целью деятельности Центра является временное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для социальной адаптации, и их подготовка к самостоятельной жизни.В Центр зачисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет после завершения периода пребывания в соответствующих заведениях для таких детей, приемных семьях, прекращения попечения, прекращения договора о патронате, завершения срочной службы в Вооруженных Силах, отбытия наказания в виде лишения свободы на условиях самообслуживания и в соответствии с заключенным договором.

Основанием для зачисления является (для примера взят ГБУ РК «Центр помощи и временного содержания детей и молодёжи №1» г. Джанкоя):Письменное направление Государственного казённого учреждения «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» (далее ГКУ «КРЦСССДМ»), Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», по месту первичного учёта, лица льготной категории граждан из числа детей - сирот, детей лишенных родительского попечения в возрасте от 18 до 23 лет.

В случае направления лица в возрасте от 15 до 18 лет прилагается копия соответствующего решения комиссии по вопросам защиты прав детей;

Подлинники и копии документов, удостоверяющих личность (паспорт, свидетельство о рождении);

Документы об образовании (при наличии);

Письменное заявление лица о зачислении в Центр;

Справки из медицинского учреждения о: состоянии здоровья, результатах дерматологического обследования, психологического состояния, отсутствия наркозависимости или болезней;

Ходатайство исполнительно-распорядительного органа муниципальных образований Республики Крым об устройстве в центр (при необходимости);

Документальное подтверждение отсутствия жилья, признания в установленном порядке жилья не пригодным для проживания или неподлежащим ремонту и реконструкции, а так же отсутствие возможности предоставления жилого помещения по договору специализированного найма.

Медицинская справка об отсутствии противопоказаний к проживанию в стационарных условиях (выдается лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства);

Документ, подтверждающий статус для принятия решения о заключении договора.

Лицу, которое зачисляется, выдаются постельные принадлежности, в соответствии с уставными документами Центра, пропуск на право входа в Центр. Лицо должно быть ознакомлено с правилами внутреннего распорядка.

Предельный срок пребывания лица в Центре составляет три года.

В Центр не поселяются лица, находящиеся в состоянии алкогольной, наркотической или токсической зависимости, нуждающиеся в стороннем присмотре, а также психически больные лица.

В стационарных условиях в Центре могут проживать одновременно не более 30 лиц.

1.2Государственно общественная форма обслуживания детей

К государственно общественным формам обслуживания детей относятся следующие виды:

Семейный детский дом (приемная семья);

Детские деревни SOS;

Фостероевская семья (замещающая семья);

Детские деревни SOS - это особая, максимально приближенная к семейной, долгосрочная модель воспитания осиротевших и оставшихся без попечения родителей детей. Наша модель успешно работает в 132 странах мира более 60 лет. SOS-Детские деревни - это альтернатива детским домам, где дети-сироты получают шанс иметь семью вместо временных воспитательниц, счастливое детство вместо замкнутого существования в серых стенах и веру в будущее - вместо безысходности. Как устроена SOS - Детская деревня:

Каждая SOS- Детская деревня обычно расположена в населенном пункте. Это важно, потому что так детям проще вписаться в социальную жизнь, общаться с людьми: они легко могут добираться до обычных школ и детских садов, имеют доступ к медицинскому обслуживанию, могут гулять с друзьями и приглашать их в гости. На территории SOS-Детской деревни обычно находится от 10 до 12 семейных домиков. Дома построены примерно по одному принципу: общий первый этаж, где вся семья собирается и проводит время вместе - за обедами-ужинами, на праздниках или, наоборот, во время учебных будней, чтобы делать домашние задания. На втором этаже находятся жилые комнаты - для мальчиков, девочек и SOS-мамы. В SOS-Детской деревне нет никакой "уравниловки", и каждый дом живет своей жизнью, как совершенно обычная семья: мама загодя планирует семейный бюджет и, получая на руки деньги, тратит их по мере необходимости на еду, одежду, бытовые предметы или поездки.

В отличие от детских домов, где дети едят по часам в общей столовой, которую обслуживает целый штат поварих, поставщиков, уборщиц и т.п., в SOS-Детской деревне ужин или обед - это чисто семейная традиция: дети вместе с SOS-мамой ходят по магазинам, покупают продукты, помогают ей готовить еду и мыть посуду, а едят все вместе за большим столом. Если ребенку нужна одежда, он может пойти и купить ее - вместе с SOS-мамой или сам.

Естественно, семьи в SOS-Детской деревне общаются: территория устроена таким образом, чтобы детям было удобно вместе гулять и играть, чтобы у них было достаточно места для активного развития. Это - еще один важный плюс модели: у детей, выросших в деревне-SOS на всю жизнь остаются не только прочные связи со своей семьей и SOS-мамой, но и с окружением - они всегда знают, что есть родное место, куда они могут вернуться, где хранятся воспоминания о их детстве, где их ждут и принимают такими, какие они есть. Официальный статус SOS-Детской деревни - частное социально-педагогическое учреждение образования, и дети попадают в них обычно из приютов и детских домов.

Находясь в тесной связи с местными органами опеки, руководство деревни-SOS старается заполнять "свободные" в семьях места таким образом, чтобы ребятишкам было проще жить вместе - тут важен и возраст, и пол, и характер ребенка (уровень развития, привычка жить в семье и т.п.). SOS-Детская деревня выступает официальным опекуном каждого ребенка. В каждой SOS-семье живут 6-8 детишек разного возраста и пола, из разных биологических семей, хотя очень часто среди них бывают родные братья и сестры, сохранение которых вместе - приоритет нашей модели (в детских домах они были бы распределены по возрасту и, скорее всего, разлучены). Бывает такое, что в семье - четыре, а то и пять родных братьев и сестер. Дети могут ходить в разные школы и детские сады, большинство из них получает дополнительное образование: в музыкальных, художественных школах, спортивных секциях - в зависимости от своих способностей и планов на будущее.

У каждого ребенка есть свой "индивидуальный план развития", который составляется на семейном совете директором, педагогами и SOS-мамой: в этом плане учитываются все особенности, потребности, возможности ребенка. Индивидуальный подход - важная составляющая нашей работы: только так мы можем быть уверены, что дети получат все необходимое для того, чтобы полностью сформироваться для достойной самостоятельной жизни.

Важнейшей человек в нашей модели - это SOS-мама, "профессиональный" приемный родитель. Она живет с детьми постоянно, находит подход к каждому ребенку и заботится о том, чтобы у него было все необходимое для полноценного развития. Для того, чтобы быть уверенными в том, что будущая SOS-мама сможет справиться с такой непростой работой, мы проводим тщательнейшую процедуру отбора и подготовки: это должны быть женщины с сильным характером и добрым сердцем, сознательно решившиеся посвятить себя детям полностью и на долгий срок. Непосредственная подготовка продолжается до 2 лет, а работают многие SOS-мамы по 10-15 лет, воспитывая за это время несколько поколений детей.

Обычный штат SOS-Детской деревни - около 35 человек (для сравнения - в детских домах с таким же количеством детей могут работать до 100 человек). Это SOS-мамы и SOS-тети, которые им помогают, педагоги, бухгалтерия, охрана, технические специалисты, следящие за нормальным функционированием всех коммуникаций. Главное ответственное лицо - директор SOS-деревни, который координирует жизнь семей и работу персонала. Расходы на проживание, воспитание и развитие детей в Детских деревнях-SOS почти полностью покрываются за счет благотворительных пожертвований.

Фостеровская (замещающая) семья - это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей.Временная приемная семья является чрезвычайно, распространенной в ряде развитых стран (Америка, Япония и другие), как форма защиты детства.

В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.

Деятельность, временной приемной семьи, предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы. Возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами.

Учитывая сложность континента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему, позволяющее ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией.Основная цель такой семьи - поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.

В научной литературе внедрение института такой приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей.

Семейная форма предоставления услуг детям

В раздел семейной формы устройства детей сирот входят следующие пункты:

Усыновление (удочерение);

Патронатная семья.

Усыновление (удочерение) согласно п. 1Ст.124Семейного Кодекса РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителейСемейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) п. 1 ст. 124.

Кроме этого, усыновление рассматривается в семейном праве как:

Юридический акт, порождающий возникновение прав и обязанностей между усыновителем и усыновленным;

Правоотношение между усыновителем и усыновленным;

Институт семейного права.

Субъекты отношений по усыновлению

Субъектами отношений по усыновлению выступают усыновители и усыновленные.

В Российской Федерации возможно усыновление только несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в исключительных случаях, когда это отвечает интересам детей (п. 2, 3Ст. 124 Семейного КодексаРФ)Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) п. 2; 3 ст. 124. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов.

Усыновителями могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. При этом граждане РФ имеют приоритет, который не касается родственников детей.

Дети могут быть переданы на усыновление лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Этот срок не распространяется на родственников детей.

Любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей - посредническая деятельность по усыновлению - не допускается (Ст. 126-1 Семейного Кодекса РФ). Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, осуществляемая на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. При этом такая деятельность не может преследовать коммерческие цели. Лица, желающие усыновить ребенка, имеют право привлекать представителей. Такие представители посредниками не являются. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

Ст.127Семейного Кодекса РФ предусматривает круг лиц, которые не могут быть усыновителямиСемейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) Ст. 127:

Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (см. перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542;

Лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего

Усыновляемому прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;

Лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

Лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка.

Порядок усыновления (Ст. 125 Семейного КодексаРФ)Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) ст. 125.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела рассматриваются по правилам особого производства с обязательным участием усыновителей, прокурора, органов опеки и попечительства, которые дают заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым. Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления решения суда в законную силу. Суд в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда направляет выписку из него в орган загса по месту вынесения решения. Усыновление подлежит государственной регистрации.

Условия усыновления ребенка:

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным должна быть не менее 16 лет. По уважительным причинам она может быть сокращена судом. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) разница в возрасте значения не имеет (Ст. 128 Семейного Кодекса РФ).

Согласие родителей на усыновление ребенка (Ст. 129 Семейного Кодекса РФ) не требуется, если они неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны недееспособными; лишены родительских прав и со времени лишения истек шестимесячный срок; более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания по причинам, признанным судом неуважительными (Ст. 130Ст. 129 Семейного КодексаРФ).

Согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (Ст. 131 Ст. 129 Семейного КодексаРФ).

Согласие усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет. Исключение: возможно усыновление без согласия ребенка, если до подачи заявления об усыновлении он проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем (Ст. 132 Ст. 129 Семейного КодексаРФ).

Согласие супруга усыновителя не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (Ст. 133 Семейного КодексаРФ).

Тайна усыновления:

Действующее законодательство содержит ряд мер, направленных на охрану тайны усыновления. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя, подлежат привлечению к уголовной ответственности на основании Ст. 155 Уголовного КодексаРФ Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) Ст.155. При усыновлении могут быть изменены фамилия, имя, отчество ребенка, дата и место его рождения (Ст. 134, Ст. 135 Семейного Кодекса РФ). Дата рождения ребенка может быть изменена не более чем на 3 месяца. Усыновители могут быть записаны родителями усыновленного ребенка (Ст. 136 Семейного КодексаРФ). Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Правовые последствия усыновления (Ст. 137 Семейного Кодекса РФ)

Между усыновителями и их родственниками, с одной стороны, и усыновленными детьми и их потомством, с другой, возникают личные и имущественные права и обязанности, которые существуют между родственниками по происхождению (родителями и детьми, дедушкой(бабушкой) и внуками и др.).По общему правилу прекращаются личные и имущественные права и обязанности между усыновленными и их родителями и другими родственниками по происхождению.

Исключениями из этого правила являются:

Возможность сохранения личных и имущественных прав и обязанностей с отцом или матерью, если ребенок усыновлен одним лицом, соответственно, женщиной или мужчиной;

Сохранение по просьбе дедушки или бабушки усыновленного ребенка личных и имущественных прав между ребенком и родственниками его умершего родителя.

Ребенок сохраняет права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителя (Ст. 138 Семейного КодексаРФ).

Опека - над детьми до 14 лет можно установить опекунство. В отличие от усыновления, оно является временным явлением и может быть приостановлено в любой момент. Опекун становится законным представителем своего подопечного и может представлять его интересы в суде, осуществлять за него деловые сделки и юридические процедуры. Уполномоченные органы осуществляют необходимый контроль на протяжении всего периода, когда дети находятся в новой семье. Есть также ряд других принципиальных отличий от усыновления:

Во-первых, при наличии у ребенка биологических родителей, они оставляют за собой право его навещать.

Во-вторых, данные свидетельства о рождении у детей останутся неизменными.

В-третьих, подобная практика распространяется на детей исключительно до 14 лет

В-четвертых, лицо, взявшее опеку, может рассчитывать на денежные пособия со стороны государства. Размер пособия определяется местными властями.

В-пятых, приоритет в обладании таким статусом всегда имеют ближайшие родственники -- дедушка, бабушка, братья и сестры.

В целом, взять опекунство над ребенком из детского дома проще, нежели осуществить усыновление. Но для этого все равно требуется собрать необходимый пакет документов и предоставить его в уполномоченный орган попечительства. Перечень документов включает в себя:

Паспорт;

Письменное заявление;

Справку с места работы с указанием должности и доходов;

Жилищный документ, удостоверяющий ваше право пользования тем или иным объектом недвижимости;

Справку об отсутствии судимости;

Медицинскую справку о состоянии здоровья;

Свидетельство о браке, если вы в нем состоите;

Письменное согласие супруга и детей старше 10 лет на прием в семью нового члена;

Сведения о себе.

Все, кто не может оформить опекунство над ребенком указаны в Ст 146 Семейного кодекса РФ. Остальные категории населения могут свободно пользоваться данным правом. Так как оформление опекунства над ребенком -- это крайне ответственное мероприятие, нужно быть готовым уделять достаточно внимания ребенку и изменить свой привычный уклад жизни ради его воспитания. Перед тем как сделать опекунство над ребенком, следует пройти обучение в подобном учреждении. Здесь грамотные преподаватели расскажут об особенностях приемных детей, о нюансах в их воспитании, а также дадут возможность пообщаться с теми, кто уже стал усыновителем. После прохождения обучения вам выдадут соответствующее свидетельство, которое станет значимым доводом для предоставления опекунских прав.

Если же вы очень хотите помочь бедным детдомовцам, но не готовы взять ребенка на постоянной основе, то существует т.н. «гостевой режим». Дети из детдома могут посещать вашу семью в определенные дни, например, на каникулы или праздники. Ребенок даже может отправиться со своим опекуном в отдых. Такие «выезды» помогут обитателям детских домов приспособиться к окружающей действительности. Однако данная практика разрешена лишь для детей старше 10 лет.

Патронатная семья - под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).Органы опеки и попечительства учреждают службу патроната, которая функционирует на базе перепрофилированных приютов или детских домов. Специалисты службы подбирают семьи, в которые передаются детишки, лишившиеся семьи. При этом статус ребёнка не имеет никакого значения, как и его возраст, состояние здоровья, наличие документов.Раз у малыша проблемы, ему нужно оказать помощь.

Патронатное воспитание - это воспитание малыша в семье с помощью специалистов. То есть от семьи воспитанник получит родительскую любовь и заботу, а от государства помощь психологов, педагогов и соцработников. При этом ребёнок может быть, как сиротой, которого опекает государство, так и человечком, временно лишившимся семьи. Например, если родители попадут в больницу надолго или в семье разлад и малыш не должен присутствовать при скандалах и драках, его временно берёт на воспитание патронатный воспитатель. В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.

Психологи, педагоги, социальные работники сходятся в мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями.Также патронатом могут воспользоваться люди, которым запретят опеку или усыновление: малообеспеченные; не имеющие достаточной жилплощади; одинокие; пожилые или очень молодые.

Глава 2. Виды социального обслуживания детей

2.1 Общие сведения о видах социального обслуживания детей

Виды социального обслуживания детей в основном соответствуют видам социального обслуживания, предусмотренных для всех граждан. Однако, существуют специфические виды социального обслуживания, предназначенных только для детей.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". предусмотрен целый ряд видов социального обслуживания, которые могут получать и дети. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Согласно Постановлению ПравительстваРФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"1 социальное обслуживание детей может осуществляться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые создаются для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

Основными задачами учреждения являются:

Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

Оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

Оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

Анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Согласно Типовому положению об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117)Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117.1 учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. В данных учреждениях также оказывают услуги по социальному обслуживанию детей.Социальное обслуживание детей осуществляется в учреждениях, действующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Это следующие учреждения:

Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи данных учреждений:

Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию;

Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

Обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

Охрана прав и интересов воспитанников.

Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Воспитанники учреждения имеют право на:

Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Защиту своих прав и интересов;

Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

Удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

Развитие своих творческих способностей и интересов;

Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

...

Подобные документы

    История усыновления детей в России и существующие формы устройства сирот. Определение понятия приемной семьи, рассмотрение порядка ее образования и причины, побуждающие людей к воспитанию чужих детей. Изучение проблемы усыновления в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Изучение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ. Обзор документов, необходимых для осуществления опеки, усыновления и создания приемной семьи. Анализ опыта отдела опеки и попечительства г. Комсомольск-на-Амуре в работе с детьми.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2011

    Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2010

    Социальное сиротство как феномен российского общества. Основные причины социального сиротства. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие института приемной семьи в Свердловской области. Семейная воспитательная группа.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2010

    Причины социального сиротства. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение ребенка. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Сиротство как социальное явление российского общества. Понятие "социальное сиротство", его виды и причины появления. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство в Югорске, статистические данные.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2010

    Проблема социальной адаптации и социализации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практические мероприятия постинтернатного сопровождения, разработка организационных методов социальной работы.

    практическая работа , добавлен 10.01.2012

    Определение путей решения вопросов социальной поддержки замещающих семей. Правовое регулирование опеки и усыновления детей-сирот. Задачи и направления деятельности Службы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Сиротство как социальный феномен. Особенности личностного развития детей-сирот, проявление склонности к правонарушениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Криминализация поведения несовершеннолетних и программа ее профилактики.

Относительно самостоятельной формой является социальное обслуживание детей. Эта категория лиц, включающая в себя детей - здоровых, больных и инвалидов, предопределяет особенности их социального обслуживания, поэтому в данном случае выделяются три основных вида социального обслуживания:

  • 1) детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, таких как дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание. Предельный размер суммы, взыскиваемой с родителей, дети которых находятся в дошкольном учреждении, различен. Размер оплаты определяется органами исполнительной власти на местах. Зачастую оплата ставится в зависимость от числа детей и может составлять от 20 до 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Родители детей, у которых по заключению медицинского учреждения выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от платы за содержание в этих учреждениях детей;
  • 2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, специально созданных для таких детей, - детских домах; детских домах-школах; школах-интернатах; санаторных детских домах, организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении; в специализированных детских домах и школах-интернатах, создаваемых для детей с отклонениями в умственном или физическом развитии. Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. В такие учреждения могут быть временно приняты дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года). Как правило, дети одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно *;
  • 3) детей в приемной семье. Лица, взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями. Ребенок, переданный им на воспитание, признается приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. (Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные или наследственные отношения.)

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка является возмездным. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и пр. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов). Их труд оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законодательством РФ.

  • Данные учреждения могут находиться и в ведении местных органов народногообразования.

Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид - это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный - дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составляет 20%, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей .

Второй подвид - это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.



Третий подвид - это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, - приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия» (цитируется по Положению).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации).

Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).

Контрольные вопросы:

1.Раскройте понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения.

2.Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.

3.Какие установлены правила обеспечения населения протезными
изделиями и каков порядок выдачи этих изделий?

5.Каков порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией
выданных инвалидам моторных транспортных средств?

6.Какие основные виды социального обслуживания предусмотрены
для граждан, нуждающихся в посторонней помощи?

7.В чем сущность стационарного и полустационарного социального обслуживания?

8.Каков порядок оплаты социального обслуживания? Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?

9.Назовите виды социального обслуживания детей и правила оплаты
их социального обслуживания в различных учреждениях для детей.

10. Что такое приемная семья? Каков порядок ее материального обеспечения?


Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения

§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания

Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки - соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота - правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).

В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое - низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе - особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.).

Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами - коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

Льготы обычно имеют определенное материальное содержание - освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

Надо отметить, что в законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «О ветеранах» рассматривается как льгота, а в законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - как один из видов социального обслуживания.