Особо активно социальное развитие ребенка происходит в его первые годы жизни. К примеру, за первые 12 месяцев своей жизни малыш усваивает огромный объем навыков и знаний, устанавливает эмоциональный контакт с окружающими людьми, учится управлять своим телом, доверять взрослым, запоминает несколько сотен слов и учится произносить отдельные звуки и слога. Для того чтобы социально личностное развитие ребенка осуществлялось в правильном направлении и в установленные сроки, родителям следует прилагать определенные усилия: постоянно общаться с младенцем, разговаривать, петь песни и рассказывать сказки, а также проявлять свою любовь, гулять и знакомить с окружающим миром.
Что такое социальное развитие?
Само понятие «социальное развитие ребенка» подразумевает процесс, при котором малыш усваивает ценности, культуру общества, традиции и пр. В процессе взросления он подвергается различным социальным факторам развития ребенка: общению с взрослыми и сверстниками, обучению в детском саду и школе, играм и т.д. То есть малыш постепенно учится жить в социуме, подчиняясь общепринятым правилам и нормам поведения, учитывая интересы и чувства других.
Естественно, наибольшее влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает его самое близкое окружение – семья. Можно сказать, что семья является неким транслятором, передающим подрастающему поколению опыт, знания, традиции и ценности. Поэтому для нормального, полноценного развития ребенка очень важна теплая, любящая семейная атмосфера, пропитанная уважением и доверием друг к другу.
Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:
Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:
- Младенчество. Начиная с полугодовалого возраста общение младенца с близкими людьми носит в основном ситуативно-деловую форму. То есть ребенок практически взаимодействует с взрослыми, он нуждается не только в заботе и внимании, но и в живом общении, совместных действиях и советах. При взаимодействии с взрослыми ребенок быстрее узнает роль различных предметов и учится обращаться с ними.
- От трех до пяти. В этом возрасте общение обретает внеситуативно-познавательную форму. То есть ребенок способен формулировать и задавать вопросы о людях, предметах и явления. Овладев речью, он может обсуждать явления и предметы. В возрасте 3-5 лет малыш стремится познавать новую информацию, делиться ею с окружающими и обсуждать все происходящее.
- От шести до семи. В этот период ребенку присуща личностная форма общения, то есть малыш все чаще спрашивает о человеке и его сущности. Важно, чтобы с 6 до 7 лет ребенок не переставал чувствовать любовь, понимание и сочувствие со стороны родителей. В этом возрасте взрослые являются для малыша эталоном для подражания, он копирует поведение близких. Также в этот момент крайне важно общение со сверстниками, в образовательных учреждениях ребенок должен чувствовать себя расковано и свободно.
Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность - основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.
Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.
Диагностика социального развития ребенка
Методы диагностики социального развития ребенка связаны с многообразием проявлений его личности в общении и различных видах деятельности. Основным методом диагностики социального развития ребенка является наблюдение, в ходе которого выявляются следующие моменты:
- Эмоциональные проявления: как часто ребенок весел, с каким настроением приходит в сад или школу, как часто малыш бывает печален или сердит, и чем вызваны такие эмоции, насколько ребенок конфликтен, как часто он проявляет упрямство и агрессию.
- Проявление активности в общении, инициативность ребенка в контактах со сверстниками и взрослыми, робость и застенчивость.
- Умение общаться и контактировать с одногодками и старшими людьми.
- Соблюдение установленных правил, умение разрешать конфликты.
- Уважение чувств и желаний других.
- Культура общения, вежливые манеры поведения, умение завязать разговор, понимание основных манер поведения, ответная реакция на предложения взрослых и ровесников.
- Наличие познавательного интереса к окружающим, желание понять внутренний мир близких и друзей.
- Индивидуальное проявление ребенка в разнообразных видах деятельности (способность выдвинуть личную идею, разработать план действия, исправить ошибки, отношение к советам ровесников и взрослых и пр.).
Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст - период формирования социального развития и поведения, важный этап социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое социальное развитие дошкольника?
Социальное развитие ребенка - это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.
Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.
Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее . Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.
Общение - ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок - это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание - основа социального развития. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.
В раннем детстве малыши усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления и применения этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым малыш себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.
Социальное воспитание дошкольника - это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей - отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре малыши наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят малыши, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье каждого из них. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения - приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат - зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.
Социальное воспитание дошкольника - это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание - это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.
Социальное воспитание дошкольников - это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное развитие в детском саду
Поскольку в своем большинстве родители - люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.
Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития, охватывающие деятельность в детском дошкольном учреждении.
Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учится сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае - группы детского сада.
Если кроха посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.
Малыш доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!», - такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для детишек. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для воспитанника образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя - руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.
Социальное развитие в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе - это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У него таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка - это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений - учебе в школе.
Специально для - Диана Руденко
Чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать социальными умениями и навыками, устанавливать контакты и сообща решать задачи, проявляя уважение и толерантность друг к другу. Зачатки социального развития начинают проявлять себя еще в младенческом возрасте. В дошкольном возрасте продолжают формироваться дружеские отношения, где происходит оценивание партнера по деловым и личностным качествам. Уровень социального развития дошкольника (О.В.Солодянкина) представлен ниже.
Уровни овладения навыками самообслуживания
низкий: знания элементарны, не систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Объем знаний не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со взрослыми, при постоянной помощи взрослого.
средний: знания, умения и навыки частично систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, о не регулярно.
высокий: знания, умения и навыки систематизированы. Ребенок самостоятельно выполняет действия в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения.
Уровни социальной адаптации
низкий: высокий уровень эмоциональной тревожности, низкая самооценка, неполнота или искаженность представлений о способах или нормах социального взаимодействия. Обучение на основе ситуативной личностной и деловой заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу (действует индивидуально или пассивно следует за инициатором).
средний: средний уровень эмоциональной тревожности, стереотипная самооценка, появление возможностей отражения не только личностного, но и социального опыта в общении; общение на основе личностной и познавательной заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу, но активно принимает позицию партнера.
высокий: низкий уровень эмоциональной тревожности, самооценка, исходя их важности личностных и социально значимых характеристик, общение в соответствии с познаниями о социально-приемлемых способах общения, общение на основе вне ситуатианой личностной познавательной заинтересованности. Ребенок проявляет инициативу (умеет согласовывать свои действия с желаниями партнеров, действует считаясь с действиями партнера).
Социальная компетентность:
низкий: нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам. Всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых. Более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые. Взаимодействия со сверстниками складываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны. Нуждается в оценке действий взрослым (особенно положительной). Часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует подобных предложений. Часто эмоционально глух к боли, причиненной окружающим людям и животным.
средний: в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитает всех другим занятиям. Нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов. Может соблюдать правила очередности. Проявляет сострадание и заботу о близких людях.
высокий: испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры. Предпочитает постоянных партнеров для совместных игр. Предпочтения могут перейти в дружбу. Непоседлив, но может подчинять свою активность не очень отдаленным целям. Может занять младшего интересным для его занятием. Интересуется оценкой труда со стороны сверстников и взрослых. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры. Проявляет сострадание и заботу о близких; инициативен,любознателен,с удовольствием и безбоязненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.
Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.
Что такое социальное развитие
Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, - не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда - прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.
В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников
«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша - его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».
Этапы социального развития ребёнка
- . Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
- От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
- Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
- От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
- От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они - образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.
Социальные факторы
Что влияет на социализацию малыша?
- семья
- детский сад
- окружение ребёнка
- детские учреждения ( , развивающий центр, кружки, секции, студии)
- деятельность ребёнка
- телевидение, детская пресса
- литература, музыка
- природа
Всё это составляет социальную среду ребёнка.
Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.
Социальное воспитание и его средства
Социальное воспитание дошкольников - важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст - самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.
Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников :
- Игра.
- Общение с детьми.
- Беседа.
- Обсуждение поступков ребёнка.
- Упражнения для развития кругозора.
- Чтение.
Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания - это сюжетно-ролевая игра . Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.
«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».
Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.
«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».
Социальное развитие в детском саду
Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?
- создана специальная социально-формирующая среда
- организовано общение с детьми и взрослыми
- организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность
- реализуется гражданско-патриотическая направленность
- организовано
- внедрены принципы социального партнерства.
Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.
Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:
- зонирование
- игровое и учебное оборудование
- дидактические и учебные пособия
- наличие детского коллектива
- общение с взрослыми.
Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.
Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.
Развитие социальных навыков
Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:
- Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
- Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
- Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
- Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
- Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
- Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
- Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
- Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
- Беседуйте с ребёнком. общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.
- Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.
Социальная адаптация детей
Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.
Происходит она в трёх сферах:
- деятельность
- сознание
- общение.
Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.
Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.
Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:
Социальная дезадаптация
Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.
Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.
Выводы
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Дети являются личностями, которые не способны к нормальному развитию в условиях изоляции от общества. Социализация относится к двусторонним процессам: с одной стороны дети усваивают социальный опыт группы, к которой они принадлежат, а с другой - сами влияют на поведение участников своих же социальных групп. Цель социального воспитания – помочь ребенку выжить и нормально существовать в обществе.
Социализация - что это такое?:
Под социализацией или социальным развитием понимают процесс успешного усвоения общественных традиций, формирования общечеловеческих ценностей, навыков общения. Для успешности социального развития важно:
Уделять малышу достаточное количество внимания
Играть
Важно! Семья – важнейшее звено на пути передачи детям накопленного опыта предыдущих поколений. Крайне необходимо постоянно трудиться над созданием благоприятного семейного микроклимата. Помните, основное чувство в отношениях между родителями и малышами - любовь!
Когда начинать процесс социализации малышей?:
Обучение к жизни в обществе у детей начинается с периода новорожденности, а продолжает развиваться всю жизнь. В течение первых лет жизни закладывается фундамент успешной социализации, оказывающий влияние на дальнейшую адаптацию в обществе.
Для успешной социализации важно активное взаимодействие ребенка и взрослого, а также более старших детей, общение с ним, знакомство с окружающей действительностью.
Общение малыша с родителями играет большую роль. С трех лет ребенок начинает задавать взрослым много вопросов. Необходимо серьезно относиться к этому, отвечать на них грамотно и без упреков. В этом возрасте малыш поступает в детский сад, что является огромным событием в его жизни. С этого момента родителям будет понятно, какого уровня развития достигло социальное развитие ребенка.
Дошкольный возраст - это важный этап в формировании социализации малыша.
В этот период семья сильно влияет на его воспитание и развитие. Отец и мать - это яркие примеры для формирования духовности, культуры, навыков общения с окружающими людьми. К шести годам дети полностью копируют поведение родителей: мальчики – пап, а девочки – мам. Отношение взрослых к ребенку влияет на формирование социальных навыков ребенка.
Как проявляется успешная социализация?:
Если процесс социального развития детей протекает успешно, тогда у них происходит активное формирование таких понятий:
Дружба
Коллектив
В результате этого малыш развивается не только как личность, но и как частица большого общества.
О социальных факторах, в которых развивается ребенок:
Все малыши развиваются под влиянием важных факторов:
Микрофакторы: семья, детский сад, друзья, окружающие люди
Мезофакторы: условия развития малыша, средства массовой информации
Макрофакторы: состояние экологии, политики и экономики государства
Социальная адаптация малышей-дошкольников:
Под социальной адаптацией понимают своеобразный итог социального развития. Социализация включает три фазы:
1. деятельность
2. общение
3. сознание
Социальное развитие всегда идет по двум направлениям:
1. социализация
2. индивидуализация
Если между индивидуализацией и социализацией установится оптимальный баланс, тогда ребенок успешно входит в социум. Иными словами, малыш становится адаптированным для жизни в социуме.
Особенности социализации малышей до трех лет:
Источником социализации для ребенка является семья. Навыки культуры поведения формируют родители. Социальное развитие всегда берет начало с общения. Младенец в большей степени нуждается в общении с мамой. С трехмесячного возраста дети уже ищут контакт с другими членами семьи. Если в этот период ребенок воспитывается в спокойной, доброжелательной атмосфере, тогда он будет проявлять положительные эмоции.
С шести месяцев малыш нуждается в совместных играх с родителями, основой которых является речь взрослых. С ребенком необходимо больше разговаривать. Когда ему исполнится год, главным инструментом социализации станет его собственная речь. Ребенок повторяет то, что делают старшие, учится здороваться и слушать посторонних. В трехлетнем возрасте желательно определить малыша в детское дошкольное учреждение с целью развития и формирования полноценных навыков общения.
Социализация после трех лет:
Родители - это самые важные люди в процессе социализации. Ребенок задает множество вопросов, на которые необходимо терпеливо и доступно отвечать. С трехлетнего возраста у малыша расширяется словарный запас. Благодаря речи, он общается, высказывает мысли, получает новые знания. Малыш усваивает нормы нравственности и морали.
Важно! Эталон правильного поведения для малыша старше трех лет - родители. Поэтому им необходимо контролировать свое поведение. Отношение внутри семьи – это фундамент социальной адаптации детей.
Главным способом социализации трехлетнего ребенка является речь. В шестилетнем возрасте дети считают взрослого главным объектом для подражания. Ребенок - носитель и отражение поведения членов его семьи. Особенность личности малыша будет зависеть от опыта семейного общения.
Как должна происходить социализация малыша?:
Социальное воспитание – это постоянный процесс формирования таких сторон характера:
Позитивного отношения к окружающим
Способностей переживать нарушения общепринятых правил поведения
Умения жить в большом или маленьком коллективе
Уважительное отношение к другим людям
Соблюдение установленных правил поведения
Основной вид деятельности для детей-дошкольников - это игры. Развитие социальных навыков также должно осуществляться в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут игры, моделирующие поведение окружающих. У детей до 6 лет на первый план выходят межличностные взаимоотношения. В игровой непринужденной обстановке малыши учатся подчинять собственные действия общечеловеческим нормам. Так, игра в "больничку" способна передать взаимоотношения между пациентами и докторами в клинике. В ролевых играх по типу «Семья» малыши передадут взаимоотношения между членами их семьи. Подражание поведению старших доказывает важность родительского примера в процессе социального воспитания.
Дошкольники с нарушениями социальной адаптации:
Если при вступлении малыша в группу сверстников не случаются разногласия и конфликты, тогда можно считать, что кроха адаптировался в новой среде. О социальной дезадаптации свидетельствуют следующие признаки:
Неуверенность
замкнутость
нежелание общаться
агрессивность
Такие дошкольники требуют психологической помощи, а также социальной реабилитации. Если взрослые создадут условия для гармоничного развития малыша, сохранят доброжелательные взаимоотношения, тогда процесс социализации будет успешным.
Доверительно и открыто разговаривайте с малышом
Будьте образцом во всем для своих детей: адекватно ведите себя в любых жизненных ситуациях, следите за жестами, манерами, мимикой, умейте выслушать и услышать окружающих
Побуждайте ребенка знакомиться и общаться с ровесниками
Учите дружить
Учите ребенка быть инициативным в деятельности
Устраивайте досуг ребенка: праздники, путешествия, походы, кино, музеи, театр, выставки, концерты
Учите занимать различные позиции в общении: лидирующую, подчиняющуюся, наблюдательную
Учите ребенка грамотно, четко и выразительно говорить, а также развивайте его мимику
Воспитывайте у ребенка терпение, умение слушать, быть целеустремленным
Формируйте у малыша адекватную самооценку
Старайтесь делиться с малышом личными радостями и поражениями, радуйтесь вместе своим и его успехам
Развивайте в ребенке умение отстаивать собственное мнение, а также уважение к мнению окружающих
Учите соблюдению правил этикета за столом и в общественных местах, принципов поведения среди старших
Социальное развитие – это усвоение ценностей общества, умения взаимодействовать с окружающими. Источником социализации дошкольников служит поведение окружающих их взрослых.